Сколько можно мультиков про Машу и Лунтика?

09.06.2017

Бесконечный поток информации в современной жизни коснулся уже давно не только взрослых, но и совсем малышей. С модными гаджетами дети начинают «общаться» едва ли не с двух-трех лет, а на телевидении для самых маленьких зрителей один за другим открываются новые каналы. Полезно ли все это, нужно ли оно в таких количествах нашим детям?Недавно, пытаясь дозвониться одной знакомой, не могла сделать этого битых два часа… После оказалось, что телефон все это время находился в руках ее полуторагодовалого сына и как объяснила мама, забрать у сыночка гаджет невозможно. Сразу захотелось уточнить – невозможно или не очень-то и хотелось? Неужели малыш не отвлечется от бездушной трубки, когда мама станет играть с ним в игру, читать книжку, или они вместе отправятся на прогулку? Думаю, в таком возрасте, образ жизни, как и выбор занятий для маленького человека, определяют, все же, родители. И когда маме удобно сунуть в детскую ладошку телефон и получить взамен час спокойствия, тогда она это и делает.
У другой моей подруги дочь до полутора лет не то что телефона в руках не держала, и мультиков не смотрела. Родители пытались познакомить с ними ребенка – и с современными, и с теми, что сами в детстве любили – нет! Маленькая Иришка предпочитала «живое» общение – с мамой, папой, братом или игры с куклами, перелистывание страниц ярких книжек.
Может быть, это только от ребенка зависит, ведь все дети разные? Психологи уверены, что нет. Восприятие мира и увлечения ребенка зависят, прежде всего, от того, к чему с самого начала их приучат взрослые.
Никто не говорит, что мультфильмы нужно исключить совсем. Но, во-первых, нельзя усаживать к мелькающему экрану слишком маленького ребенка. Если есть возможность до трех лет полностью оградить ребенка от ТВ – надо это делать. Как именно воспримет ребенок тот или иной образ со стопроцентной уверенностью не может сказать никто. Уже установлен специалистами тот факт, что у детей до двух лет, которые часто смотрят телевизор или находятся у компьютера, замедляется речевое развитие и развивается зависимость.
Вообще же воздействие, которое оказывают медиа-продукты на малышей, изучено очень мало, а скорее и вовсе не изучено. Какие-то выводы можно сделать из знаний о детском восприятии из других областей, но и сейчас можно предположить – вряд ли слишком длительный просмотр мультфильмов положительно влияет на психику и эмоциональное развитие ребенка. Тем более, что о качестве мультпродукции сложно судить, но едва ли их можно назвать шедеврами.
Из явных побочных эффектов такого просмотра можно отметить: перевозбуждение, агрессия, утомление, нарушения зрения, внимания, дефицит движения.
Стоит ли запрещать смотреть мультфильмы? Вряд ли это получится сделать. Но дозировать и соблюдать некоторые правила нужно обязательно. Правильно выбирайте мультики. Самое главное – они должны быть по возрасту. Всем известный «Лунтик» трехлетнему ребенку – в самый раз, а вот для шестилетки не подойдет – уж слишком инфантильный.
Мультфильмы должны быть со смыслом, а не просто развлекать чередой ярких, бессмысленных кадров. Выбирайте мультики, которые помогут формировать у ребенка правильную модель мира и поведения. И прежде чем включить очередную медиа-новинку ребенку – ознакомьтесь с ней сами. Если малышу по душе какой-то мультсериал, посмотрите вместе с ним пару серий – так вы сможете прокомментировать и обсудить некоторые моменты. Например, в мультфильме один герой постоянно терроризирует другого, как в «Томе и Джерри». Автоматически такой мультяшный сюжет вызывает смех, но после просмотра спросите ребенка, не кажется ли ему, что мышонок слишком жесток и кота стоит пожалеть? В следующий раз маленький зритель смотреть новые серии будет более осознанно.
Хорошо, если мультики станут основой для творчества ребенка. Прежде всего, это игры, конечно. Понаблюдайте за тем, какое отражение мультик нашел в игре малыша, понял ли он основной сюжет, какого героя изображает? Рисуйте с ребенком любимых героев или лепите их из пластилина – это хорошая основа для проявления творческой фантазии.
И, самое главное, старайтесь, чтобы телевизор не причинял вреда физическому здоровью ребенка. Нельзя смотреть телевизор в темной комнате, слишком резкие перепады яркости вредят зрению. Не приучайте малыша кушать перед телевизором – пищеварению это совсем не помогает. Очень важно, чтобы изображение на экране было четким, без раздражающего мерцания и помех. Не используйте мультфильмы в качестве поощрения или наказания, каким бы эффективным не казался вам этот прием. Со временем вы обязательно получите неадекватное пристрастие ребенка к мультикам, капризы и манипуляции.
И помните, правильным выбором станут видео с четким сюжетом, где есть какая-то мораль, а не просто смешные, клоунские моменты и кривляния. Не забывайте про книги. Прочитав «Колобка», можно следом и мультфильм посмотреть. Именно в такой последовательности: читаем, потом смотрим. Персонажи, конечно, должны быть разными. Озорными, непоседливыми, спокойными и вызывать не только положительные, но и отрицательные эмоции, учить дружбе, взаимопомощи и правильным поступкам.

Татьяна ЩЕЛКУН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.