Телевизор правильно говорить не научит

10.12.2014

baby_dvd_0226Работая с группой “Развитие речи”, с тревогой наблюдаю тенденцию к спаду речевой активности, косноязычие детей. И в то же время часто приходится слышать, как мамы с умилением рассказывают, что их чада полутора-двух лет от роду ловко управляются с пультами телевизоров и игрушек.

О чем это говорит? Конечно, о том, что речевое развитие наших детей отдано на откуп техническому прогрессу… Сидит такой акселерат, наслаждается мультиком, нажимает пальчиком на кнопку — игрушка разговаривает. И не надо напрягаться, беседовать с несмышленышем. В то время как для ребенка необходима живая и постоянно звучащая, причем, только для него, речь мамы. Обратите внимание, как пристально наблюдает кроха за вашими губами, когда вы “агукаете”. Вот так ежечасно, ежедневно, постоянно наращивая запас слов, активно работая губами, мамочке, да и всем окружающим надо трудиться над развитием речи ребенка. Но, ни в коем случае не сюсюкать, а четко проговаривать слова, ибо дети очень быстро усваивают то, что легче произносится.
На формирование правильной речи влияет много факторов. Один из которых негативный — сосание пальца или соски-бутылочки до трех-четырех лет. В результате ребенок имеет неправильный прикус, неправильное положение язычка при произношении некоторых звуков. Нетрудно вовремя заметить и обратить внимание ребенка на правильное произношение звука “л”, научить его говорить “пришла”, но не “пришва”. Одним словом, нужен ежедневный кропотливый труд, Отказаться от него, значит, обречь ребенка на проблемы в будущем. Недостатки в произношении повлекут за собой сложности в овладении грамотой, комплексы в общении и прочее.
Конечно, в особых случаях необходима помощь специалиста-логопеда. И все же, надо чаще говорить с детьми. Вызывайте их на активные ответы, пускай детки сочиняют и рассказывают вам сказки. Ненавязчиво поправляйте неправильный звук или неудачно выстроенную фразу. Разучивайте с ними считалки, например: “Шла коза по мостику и виляла хвостиком, зацепилась за перила, прямо в речку угодила. Кто не верит это он. Выходи из круга вон!” Разучивайте небольшие стихи. Например, Агнии Барто.
“Жук”
Мы не заметили жука, и рамы зимние закрыли. А он живой. Он жив пока. Жужжит в окне, расправив крылья. И я зову на помощь маму: “Там жук живой! Раскроем раму!”
Учите скороговорки: “В Чите течет Читинка” и другие. Вообще, скороговорки это неисчерпаемый кладезь богатейшего русского языка, Работая над ними, мы формируем и оттачиваем речь ребенка. Заучивая только одну скороговорку в день, за год можно выучить 365! Благо, в литературе сейчас недостатка нет. Важно, чтобы она не лежала без дела, а работала. Поверьте, ваши усилия не пропадут даром. Запоминание текстов, умение рассказывать, желание познавать новое будит у детей фантазию, внимание, речевую активность. Обязательно следует уяснить для себя важность живого общения. И я никогда не устану повторять, что можно не уметь петь, не уметь танцевать, но нельзя не уметь говорить.

Светлана КОСЕНКО, руководитель объединения “Художественное слово”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.