За лучшей долей в большие города

15.05.2020

«В Москву! В Москву!», «К тетке, в глушь,   в Саратов!»… Еще из школьных уроков мы помним, как отдельные персонажи думали решить житейские неурядицы и устроить свою жизнь сменой места жительства.

А помогает ли действительно улучшить жизнь тот самый переезд, на который делается ставка? Всем ли везет на новом месте, складывается ли все задуманное, реально ли все оценивают свои силы, весомы ли причины такого решения? Нередко говорят, что, уезжая куда-либо, мы в первую очередь берем с собой себя… А меняются ли люди на новом месте, и нужен ли им вообще оказался такой опыт? У каждого переезда своя история.

Столица — мечта не для всех

Перед окончанием вуза студентка Маша узнала, что ее папа переезжает к новому месту службы в Москву со своей новой семьей. И новость эта затмила все. Ей очень захотелось любой ценой поехать вместе с отцом, чтобы жить столичной жизнью. Тот согласился, и девушка уже бурно фантазировала, что ждет ее в московском будущем, где она уж точно реализует свои таланты – она училась фотографировать и танцевать, хотела стать актрисой.
Со студенческими друзьями перестала встречаться, смотрела на них свысока, когда пришла сдавать госэкзамены. А те недоумевали, что же такого сделали ей, что она не хочет даже попрощаться перед отлетом, о котором все же узнали. Не пришла Маша и на торжественное вручение диплома – зачем видеться с теми, кого не планирует встретить уже никогда. В родном городе она оставила маму, которая очень тяжело пережила такое решение дочери, хотя и желала ей только хорошего на новом месте. Но для женщины, пару лет назад пережившей развод с любимым некогда мужчиной и его новую женитьбу, было непросто свыкнуться с мыслью, что единственная дочь уезжает вслед за ним, оставляя ее одну.
Однако при переезде оказалось, что все немного не так, как себе представляла Маша. Новым местом жительства стал весьма отдаленный от центра тихий пригород, комфортный для пожилой бабушки Маши и новой жены отца, что ожидала появления малыша и на одном ребенке в ближайшие годы останавливаться не планировала. В приоритете у них были парки и скверы, школы и детские сады поближе к дому, без утомительных поездок с пересадками.
Для вчерашней студентки Маши была непривычно скучной жизнь вдали от ночных клубов, кинотеатров, концертов, круглосуточных кафе и прочих интересных молодежи мест, к которым теперь приходилось часами добираться на маршрутках в пробках до ближайшего метро. Жить в одной квартире с бабушкой и новой женой отца, которую Маша откровенно недолюбливала, да еще с новорожденным младенцем, оказалось тоже непросто. Девушка старалась уехать из дома и подолгу бродила по улицам чужого города, искала работу, пыталась завести новых друзей. Но это оказалось нелегко, в их пригороде специалистам без опыта работы предлагали невысокую зарплату либо необходима была переподготовка. За заработками повыше надо было ездить в Москву, вставая утром в пять-шесть часов, чтобы добраться без пробок. Таких как она, ребят из регионов, желающих поступить на актерский факультет, зарабатывать уроками танцев или делать фото для журналов и газет, оказалось предостаточно, была большая конкуренция при приеме на работу. Начала писать и звонить старым друзьям, но прежнего общения уже не сложилось.
В какой-то момент наступило отчаяние: столица ее не принимала, постоянного дела и дохода не было. Хотя отец обеспечивал кров и стол, но Маше хотелось самой стабильно зарабатывать, при этом занимаясь делом по душе, а не только ради денег. Думала вернуться в маме в Приморье, но судьба решила иначе и свела с парнем, который был в аналогичной ситуации – приехал в Москву, но не мог адаптироваться к столице. Завязались отношения, вместе уехали в его родной город, открыли свое дело – оформляют и фотографируют свадьбы, там их полностью устроил темп жизни небольшого по меркам столицы города.

Домой вопреки всему

В советские годы Сергей по распределению после окончания летного военного училища уехал далеко от дома. Служил на Камчатке, женился на девушке из местных, родились дети. Часто думал о том, чтобы вернуться домой, за Урал, но перевод молодому специалисту не давали, а жена не хотела уезжать от своих родных, здесь у нее была большая семья. Потому на малую Родину он ездил только погостить. Тем временем начались перестройка и «лихие 90-е», нужно было держаться за службу, где была зарплата, пусть и с перебоями. В его родных краях тогда с работой стало совсем туго, пожилые родители еще получали пенсию, а вот молодежи и семьям с детьми приходилось тяжело, спасали огороды и случайные заработки. Переехать туда в то время не рискнули, остались жить у Тихого океана, но Сергей не оставлял мечту о возвращении домой. Ждал, пока ситуация в стране наладится. Жена и дети эту затею не поддерживали, вся их жизнь прошла у моря, уезжать от которого не хотелось, здесь были друзья, увлечения, работа. Но для мужчины идея возвращения на Родину оказалась сильнее родственных связей, один конфликт шел за другим. И выйдя в отставку, вопреки всему, он уехал туда, где вырос, где прошли детство и юность.
Надо ли говорить, что все в тех краях изменилось… В одних местах выросли современные новостройки, в других давно пришли в упадок и перестали существовать совхозы и заводы – не узнать того, что было. Континентальный климат оказался непривычным после многих лет жизни у берега моря. Не стало родителей, разъехались либо оказались чужими людьми со своими интересами дальние родственники и школьные приятели, а новых друзей в этом возрасте оказалось не так просто найти, кому можно бы было открыть душу и на кого можно было положиться, когда начало сдавать здоровье. И остался в некогда родных местах Сергей практически один, хотя нашел работу, занялся спортом, ходил в кино и на концерты. Но на новом месте остро не стало хватать живого общения с детьми, у которых как раз начали рождаться свои дети. И потянуло назад… Но уже не к месту, а к своим родным людям и привычному укладу жизни.

Иногда они возвращаются

Валерию от переезда отговаривали все. Чем больше отговаривали, тем больше хотела сделать по-своему, вопреки и назло. В Новосибирск позвал ухажер, с которым познакомила подруга через интернет. Рассказывал, как хорошо там жить, сколько всего есть для молодежи, досуга, развлечений и развития ребенка. Обещал помочь с покупкой билета Лере и ее дочери. Та подумала – и согласилась, почему бы и нет, другие ведь тоже переезжают. Всех, кто ее не поддержал, посчитала завистниками.
Иллюзии начали рушиться вскоре после приезда. Выросшая в провинции, не ожидала, что расстояния между районами города окажутся такими большими. Возле дома кавалера детсадов не оказалось, пришлось возить ребенка в садик на троллейбусе за две остановки, а потом добираться в другую сторону на работу полтора часа, найти которую тоже оказалось не так просто, ведь свой график надо было подстроить под режим работы детского сада. Сожитель мог забирать ребенка только в дни между своими суточными дежурствами. Сменила девушка несколько мест работы, где не очень рады были сотруднице, часто уходящей на больничный с ребенком, которому не подошел суровый сибирский климат. Неурядицы сказались на отношениях, и Лера решила вернуться домой к родителям. Поначалу думала, что все дело в ней, не то образование, нет связей и опыта, ребенок еще маленький. Но вскоре в ее город один за другим вернулись несколько предпринимателей, в одно время с ней уехавших за лучшей долей в большие города. И у них, некогда успешных людей, тоже не все заладилось на новом месте, не пошел бизнес, и они решили – пора домой. И Лера сделала вывод: переезд – это не для всех.

Не было бы счастья…

У Марины прежде мыслей о том, чтобы уехать из любимого Владивостока, не возникало. Все устраивало. К переменам жизнь подтолкнула внезапно – буквально один за другим ушли из жизни родители, а когда речь зашла о наследстве, его надо было разделить с родной сестрой. Родительскую квартиру решили продать и поделить деньги поровну, чтобы вложить их каждой в свое жилье и не снимать квартиры. Вот только так совпало, что незадолго до совершения сделки купли-продажи Марину срочно отправили в командировку. Оформила доверенность на сестру. А та поступила нечестно. Квартиру продала, но деньги за долю отдавать не захотела. Начались ссоры, судебные тяжбы…
И как раз в это время подруги, одна за другой, начали переезжать в Санкт-Петербург и звать за собой. Марина задумалась: родителей в этом городе у нее больше нет, отношения с сестрой — только на уровне судебных разбирательств, у оканчивавшего вуз сына будет больше перспектив для трудоустройства, с ее профессией бухгалтера она работу найдет, жилья все равно своего нет – какая разница, где его снимать, если суммы не особо отличаются в двух городах. И рискнула.
Заняла денег на билет в один конец на самолет и прилетела с сыном к подруге, та помогла с пропиской. Марина без проблем нашла работу и сняла жилье в одном районе города. Устроилось все и у сына. Да, понадобилось время, чтобы выучить новые маршруты транспорта, названия улиц, привыкнуть к местным особенностям. Но о своем решении не жалеют. Ностальгия дает о себе знать, но не настолько, чтобы вернуться во Владивосток. Подошел и климат, более того, на новом месте Марину перестали мучить головные боли и высокое давление, которые раньше приходили с малейшими изменениями погоды.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.