Бунин… Пылкий и страстный

20.01.2016

bunin-1901

Закончилась череда новогодних праздников, все мы не только встретили новый год, но и проводили старый, о котором, мы надеемся, кроме хлопот и переживаний у каждого осталось и много приятных воспоминаний.
Ушедший год в нашей стране стал Годом литературы и редакцией “Вестей” еще в начале 2015 года запущен конкурс-проект “Наша классика”. Участников было немного, но каждый из тех, кто прислал для публикации в нашей газете сочинение о любимых русских писателях порадовал нас и ясными мыслями, и грамотным слогом, и, конечно, искренней любовью к русской литературе. Надеемся, что эти работы порадовали и вас, дорогие читатели.
А победителями конкурса “Наша классика”, посвященного Году литературы, стали педагоги и ученики школы № 3. Они были самыми активными его участниками. Педагогам школы, учителям русского языка и литературы Ирине Паскановой, Ирине Пархоменко и ученикам Александру Хороших и Виктории Головкиной, мы уже вручили дипломы победителей и наш приз — полугодовую подписку на “Вести” для коллектива школы.
Работу Виктории Головкиной, завершающую наш проект, публикуем сегодня для вас.


Одна из проблем современной культуры в том, что от молодых людей все чаще можно услышать, мол, литература изжила себя как вид искусства, что ее давно заменили телевидение и Интернет. Да, проще употребить приготовленную режиссером картину. Еще проще проявить дилетантство, ознакомившись с кратким содержанием.

Но зачем делать так, как “проще”? Излишняя простота влечет за собой простые мысли, простой язык, простые предложения, простые поступки. Ведь, если вы по какой-то причине хотите узнать суть произведения, не лучше ли заглянуть в первоисточник? Я как раз представительница нового поколения. Хотите знать мое мнение на этот счет? Я постараюсь доказать, почему словесное мастерство никогда не утратит свое значение для нас.
Основная ценность в чтении — это и есть развитие воображения. Книга позволяет не просто воспринимать информацию и сюжет, она дает возможность дорисовать картину самостоятельно, пользуясь воображением. Прочувствовать то, что ближе именно тебе.
Не одно поколение воспитывалось на рассказах, повестях, романах, и спустя годы чтение осталось немаловажным для людей. Когда наступает трудная жизненная пора — это означает, что пришло время что-то переосмыслить, двигаться вперед или напротив, вернуться к истокам. Тут мы и находим убежище и утешение свое в книгах, ведь когда-то вдохновение, вызванное переживанием, толкнуло писателя излить свои мысли на бумаге, и тем самым, поделиться с нами своим опытом, взглядами, рассуждениями. Наверняка многие испытывали то чувство, когда в процессе чтения вдруг находишь что-то до боли знакомое. И то, что когда-то ты сам осознал — теперь говорит автор. И в этот момент писатель словно протягивает тебе руку, и под тихий восторг обоих горячо пожимает ее. Можно бесконечно долго спорить на разные темы, но то, что литература крайне важна в жизни человека — это непреложная истина.
Литература пробуждает чувства и эмоции, что в принципе отличает человека от других существ. Уникальные возможности человеческого мозга позволяют нам слышать звуки, видеть пейзаж, чувствовать запах или даже прикосновение, всего лишь прочитав текст.
Для меня одним из представителей литературного искусства, чье творчество способно вызывать самые яркие эмоции, стал Иван Бунин — неподражаемый мастер описания природы и человеческих взаимоотношений.
Иван Алексеевич Бунин — великий русский писатель-прозаик и талантливый поэт. Он был первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе и почетным членом Петербургской академии. Его рассказы всегда отличались глубинным смыслом и тонким подтекстом, а печальные повести о любви и замечательные стихи о природе оставляют глубокий отпечаток в душе каждого открывавшего их для себя человека.
Родился поэт в старинной дворянской семье в городе Воронеже, где и прожил свои первые годы. Позднее семья Буниных переехала в имение Озерки. В одиннадцать лет Иван поступил в Елецкую уездную гимназию, но в возрасте шестнадцати был вынужден прекратить обучение, поскольку его семья была разорена. Виной явилось чрезмерное транжирство его отца, который сумел оставить без гроша и себя, и свою супругу. В результате Бунин продолжил образование самостоятельно — он много читал, занимался изучением иностранных языков и уже в раннем возрасте проявил талант писателя. Тем не менее, он был вынужден несколько лет проработать корректором в “Орловском вестнике”, чтобы прокормить семью.
Бунин был человеком пылким и страстным. Работая в газете, он познакомился с Варварой Пащенко, с которой у него начался бурный роман. Правда, их связь вызвала негативное отношение со стороны родни, и возлюбленные были вынуждены бежать в Полтаву. Тем не менее, связь их не продлилась долго.
В 1899 году Иван Бунин вступил в брак с Анной Цакни, дочерью известного революционера-народника. Но, к сожалению, поэт не оставил наследника. В 1900 году родился их первый и единственный сын, который, к несчастью, погиб в пятилетнем возрасте от менингита.
Большую часть жизни поэт провел не в России. Он крайне негативно воспринял революцию 1917 года и решил эмигрировать во Францию, в Париж. Там Бунин вел активную социальную и политическую жизнь, выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими организациями. Именно в Париже были написаны такие выдающиеся произведения, как “Жизнь Арсеньева”, “Митина любовь”, “Солнечный удар” и другие. Во время Второй мировой войны Бунин категорически избегал контактов с нацистами и даже переехал в Грасс, где и жил практически всю войну.
Именно Бунин стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе. Но кто бы мог подумать, как нерационально он распорядится этой премией? По возвращении во Францию, Иван Алексеевич, не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать “пособия” эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету “доброжелателей” он вложил оставшуюся сумму в какое-то “беспроигрышное дело” и остался ни с чем. Он, как и отец, не умел считать деньги. Несмотря на свое образование и начитанность, Бунин был очень суеверным человеком и верил в плохие приметы.
В последние годы жизни Бунин много болел, но продолжал активно работать и заниматься творчеством. Умер он во сне с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Последняя запись в дневнике Бунина гласит: “Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет — и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!”
Мое знакомство с творчеством Ивана Алексеевича состоялось в школе. Когда я прочитала первое его произведение “Господин из Сан-Франциско”, то быстро привыкла к слогу, манере изображения и поняла, что Бунина невозможно не читать и не любить. Он способен заинтересовать даже такими рассказами, где, казалось бы, нет привычного в нашем понимании сюжета, где присутствует практически одно описание. В пример приведу “Антоновские яблоки”. Читая рассказ, я не раз погружалась в очаровательные картины осени. С искренней любовью Иван Алексеевич отнесся к исполнению произведения, и чувствуется какое-то необыкновенное тепло и легкая грусть от его воспоминаний. Так знать и любить природу, как умеет Иван Алексеевич, — может далеко не каждый. Ушедшие мгновения всплывают в памяти рассказчика и создают иллюзию действия. С одной стороны, сюжет как бы идет вперед, а с другой, рассказчик в своих воспоминаниях все время обращается назад. Все события, происходящие в прошлом, воспринимаются и переживаются им как сиюминутные. Такая относительность времени является одной из черт Бунина.
Хочется добавить, что Бунин не только мастер описания природы, но еще и красиво пишет о любви. У него довольно много любовных произведений: это и “Солнечный удар”, и “Темные аллеи”, и “Грамматика любви”. Поэт с поразительной точностью умеет описывать многообразие и всю ту прелестную сложность чувств, которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные. В рассказах “Пароход “Саратов”, “Ворон” Бунин показывает, как может переплетаться любовь с чувством собственничества.
Я заметила, что Бунин описывает любовь несчастную, относясь к ней при этом возвышенно. Словно для него это недосягаемое, священное чудо, которого у него самого никогда не было. Для него любовь — самое чудесное, что может произойти с человеком. Но бунинская любовь всегда трагична, счастливого финала у настоящей любви не бывает, и этим Бунин стремится показать, что за мгновения счастья человеку приходится платить.
В заключение хотелось бы сказать, что искусство — единственный способ оставить свой след в мире. Мы всегда будем стремиться оставить хоть крупицу после себя, а значит, огонь творенья не погаснет, пока в него бросает искры Человек.

Виктория ГОЛОВКИНА, ученица школы № 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.