О поэте пишет школьник

09.10.2015

Иосиф Бродский“Он выразил мнение своего поколения…”

Продолжается объявленный газетой “Вести” в честь Года литературы в России конкурс. Для участия в нем мы приглашали учителей-словесников городских школ. Самыми активными оказались педагоги школы № 3, а вслед за ними свои сочинения о любимых авторах-классиках русской литературы к нам принесли и ученики. Сегодня представляем вам, читатели, работу ученика одиннадцатого класса школы № 3 Александра ХОРОШИХ.С творчеством Иосифа Бродского я познакомился будучи уже старшеклассником, всего несколько месяцев назад. Конечно, и раньше его имя было мне знакомо, но именно к вдумчивому чтению его произведений я приступил только сейчас. В школе, к сожалению, изучают поэзию Бродского лишь обзорно, в ряду значимых поэтов двадцатого века, но это не значит, что Бродскому нечего сказать ученику-подростку, тем более, если сам подросток заинтересован в литературе, поэзии и просто творчестве. Поэтому я советую своим ровесникам обратиться к этому поэту, и вы не разочаруетесь…
ХорошихДля себя, например, я особенно выделил поэму “Горбунов и Горчаков”, довольно необычную по стилю, повествованию как для русской, так и для мировой литературы. А необычна поэма способом повествования — не через простое описание событий, а с помощью диалога двух главных персонажей: Горбунова и Горчакова. О том, насколько противоположны характеры этих двух персонажей, какие они ведут диалоги и что на самом деле думают друг о друге, заинтересованный читатель узнает из произведения, а на очереди еще одна взволновавшая меня работа Бродского — поэма “Гость”. В ней автор уже сам ведет диалог с читателем, делясь своими чувствами, размышляя о прошлом и будущем, о том, что упустил, постоянно обращаясь к нам фразой “друзья мои, …”, которая будет повторена в этой небольшой по объему поэме целых тринадцать раз.
Если спросят, что же больше всего меня привлекает в творчестве Бродского, я отвечу: красивая лексика и необычная, но легкая рифма. Такое чувство, будто поэт буквально говорит, пишет рифмами, а не тщательно часами подбирает их, раздумывая над лучшим звучанием. Это отмечали и признанные писатели. Солженицын, например, говорил: “В рифмах Бродский неистощим и высоко изобретателен, извлекает их из языка там, где они как будто и не существуют”. Лексика в работах Бродского поистине привлекает своей выразительностью, образностью, точностью, и все это в приземленных, бытовых темах. Например, начало стихотворения “Письмо в бутылке”:

То, куда вытянут нос и рот,
прочий куда обращен фасад,
то, вероятно, и есть “вперед”;
все остальное считай “назад”.

Очень необычное, поэтическое определение всего одного слова “вперед”, не так ли?
О чем стихи Бродского? Что во всех них общего? Я отвечу — человек. Бродский пишет не столько о людях, не об обществе, а о человеке. Об одном человеке, человеке-скитальце, который ищет себя в жизни, сам задает себе риторические вопросы и познает мир. О человеке-философе. О самом себе. И мне нравится это. Мне нравится вживаться в роль эдакого бродяги Бродского, нравится чувствовать себя в образе отшельника, познающего и рассуждающего о мире, окружающем его. Но почему я называю героя Бродского бродяжником? Потому что в работах Иосифа Бродского прослеживается эта черта одиночества, отчуждения. Действительно, тяжелая судьба заставила Бродского  отделиться от общества: нелепый суд “за тунеядство”, советские тюрьмы и психушки, изгнание из собственной страны. И при всем этом, Иосиф Бродский ни разу не ругал Россию, не считал себя борцом против советской власти, как любили называть его СМИ, особенно западные. Человек со стойким характером. А творчество таких людей заставляет читателя начать глубже смотреть на обыденные вещи и даже вдохновляют на собственные стихи.
При этом нельзя назвать Бродского поэтом только бытовым, довольно часто в его стихах прослеживаются особенности модернистской поэтики -символизма и футуризма. Думается, работы главного российского футуриста Маяковского сильно повлияли на творчество Бродского, а потому, читатель может удивиться необычному стихотворению о рыбах или часто мелькающих необычных сравнениях, метафорах.
Вообще поэзия Бродского находится где-то между авангардизмом и реализмом. Например, интригующие строки про воздух из стихотворения “Полдень в комнате”:

Воздух, бесцветный и проч., зато
необходимый для
существования, есть ничто,
эквивалент нуля.
Странно отсчитывать от него
мебель, рога лося,
себя; задумываться, “ого”
в итоге произнося…
Воздух, в сущности, есть плато,
пат, вечный шах, тщета,
ничья, классическое ничто,
гегелевская мечта.

Чего не найти в работах Иосифа Бродского? Политики. Как говорил он сам: “у поэзии и политики общего только начальные буквы “п” и “о””, не найти красочных описаний природы. Там только человек со своими проблемами и потребностями, да частые монологи с читателем, обращения к человеку, завлечение его в свои работы так, чтобы заставить прочувствовать то же, что чувствовал сам автор.
И в одном из интервью самому человеку Бродский дает интересное, философское и точное определение: “Человек — это сумма своих поступков”. Ему же принадлежат слова: “Человек к себе должен быть требовательным… более или менее…, если он может”. И мне эта философия близка, я давно задумывался о том, что же представляет из себя человек, не обремененный, например, ответственностью за свои поступки, заботой о близких людях.
Общение Иосифа Бродского с другими писателями и поэтами также довольно занимательно. Особенно его отношения с советским поэтом и прозаиком Евгением Евтушенко: постоянное соперничество и неприятие друг друга. Например, на новость, что Евтушенко выступает против колхозов, Бродский, недавно перенеся операцию на сердце, лежа в палате, окруженный приборами, еле слышно ответил: “Если он против, я — за”.
И в этом характер Иосифа Бродского. В борьбе, в вечном противостоянии, пусть и смешном, нелепом для нас сейчас. Но не стоит думать, что он так презирал всех, кроме себя. Нет, наоборот, Бродский выделял четырех главных поэтов XX века: Мандельштама, Пастернака, Ахматову и Цветаеву. Последняя осталась для него автором эталонного стиха.
Что же до отношений к Бродскому, то и тут все противоречиво. В 1960-х годах интеллигенция очень сильно увлекалась Бродским, но уже к середине 1970-х годов, открывших новых людей и новые темы, широкая публика либералов к нему охладела, оставив только узкий круг самых преданных почитателей. Что до мнений других поэтов и критиков, то и здесь они разнятся. Так, Юрий Кублановский считал, что “… гордыни в лирическом герое Бродского больше, чем в каком-либо ином лирическом герое русской поэзии”, а Надежда Мандельштам называла Бродского “янки в русской поэзии”. “Бродский фетишизирует язык, он словно бы ошеломлен лингвистикой”. Быть может, к этому привело отсутствие формального лингвистического образования? Бродский только значительно сильнее, чем все остальные, выразил общее мнение поколения. “Он никогда не отказывается от риторики, он — сугубо риторический поэт”, — писал русский поэт, литературовед Лев Лосев.
Вот такая интересная личность — поэт и философ — Иосиф Бродский. Мечтаю, чтобы его стихи заняли достойное место в курсе школьной литературы. Думаю, его поэзия найдет общий язык с современной молодежью, заинтересует творческим подходом к жизни, оригинальным самовыражением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.