“Цель творчества — самоотдача”

20.02.2015

03D8301F-7F55-4F78-85DC-9048314764C8_mw1024_n_sМоим ученикам открывается другой Пастернак…

Как известно, 2015 год в России объявлен Годом литературы. Газета “Вести” представляет своим читателям новый проект “Наша классика”. Это привычно, когда на тему того или иного литературного произведения сочинения пишут школьники… А мы предложили учителям-словесникам написать о своих любимых авторах и произведениях. Их работы, наверняка, будут интересны каждому нашему читателю, а особенно, ученикам школ. Будут читать и учиться, как нужно правильно писать сочинения, а главное — любить и понимать великую русскую литературу. Приглашаем поучаствовать в нашем проекте-конкурсе, а в конце года победителя ждет приз, всех педагогов-литераторов и представляем первую работу. О своем любимом писателе и поэте Борисе Пастернаке рассказывает учитель русского языка и литературы Ирина ПАСКАНОВА.

2015 год объявлен Президентом страны, к радости филологов, Годом литературы. Для нас это означает признание литературы как культурного феномена, несущего знания и по истории, и по психологии, и по философии, а главное, предмета, формирующего душу каждого, кто прикоснется к богатейшему миру русской классики.
Старшеклассники, погружаясь в литературный мир, не только следят за “бегом времени”, но и проживают жизнь рядом с героями произведений, интересуются реакцией писателя на определенный период времени в истории страны.
Да, скажете вы, читаемость книг в России снижается, и это печально, когда речь идет о детях. Никто еще не придумал другого, более универсального пути развития личности. Чтение хоть и является неким развлечением, все же подразумевает серьезную работу мозга. А современным детям нравится быть объектом обслуживания, развлечения, а вот трудиться они не особенно хотят. Кто виноват?!
Основная причина, объясняющая, почему современные дети мало читают, почему не возникает интерес к книгам, в том, что не видят они рядом с собой читающих родителей.
Замечательным примером приобщения к чтению, искусству, творчеству является семья Бориса Пастернака. Именно судьба и творчество этого русского писателя, со дня рождения которого 10 февраля исполнилось 125 лет, увлекает моих учащихся в 11 классе. Казалось бы, столетие разделяет юность Пастернака и юность моих учеников. Но так много общего находят они в восприятии современной действительности, преодолении жизненных трудностей, в борьбе с преградами, возникающими на пути людей творческих и талантливых. Знакомство с писателями я, как правило, начинаю с детских и юношеских лет автора. Именно в первые годы жизни начинается зарождение таланта. У Бориса Пастернака тема детства очень тесно связана с темой творчества. Свою жизнь в детстве он измерял не годами, а потрясениями, из которых и сложилась его личность. И семья, конечно, оказала огромнейшее влияние. Его отец, Леонид Осипович Пастернак, известный живописец, иллюстратор, а мать Розалия Кауфман — замечательная пианистка, в 22 года ставшая профессором Императорского русского музыкального общества. В семье было четверо детей: два сына и две дочери. И эта совсем не богатая семья была счастливой и вырастила талантливых детей. В доме царила теплая, творческая обстановка. Среди близких друзей семьи были известные художники: В.Серов, Н. Ге, В. Поленов, И. Левитан; музыканты: А. Рубинштейн, А Скрябин, Р. Глиэр; писатели и поэты: Н.Осеев, И.Эренбург, А. Белый, а позже М.Горький, В. Маяковский, А.Блок, М. Цветаева и другие.
А главное, рисовальные, музыкальные и поэтические вечера. И книги, книги, книги… Согласитесь, в такой атмосфере появление масштабной личности было закономерным. Огромная тяга к знаниям, творчеству, иностранным языкам способствовала рождению талантливого переводчика, поэта и писателя.
Особенно нравится старшеклассникам поэзия Бориса Пастернака. После нескольких лет общения с классической поэзией ученики сначала робко, недоверчиво, а потом и с восторгом открывают для себя новую, модернистскую поэзию:
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Любого современного человека завораживают эти строки:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…

Или, например:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

В этих строках, ставших символом нового, прекрасного искусства, заложен огромный философский, эстетический смысл:

Во всем мне хочется
Дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Эти знаменитые стихи, конечно же, совершенны, отточены до блеска и легкости:

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод…

Ирина-ПаскановаКогда мои ученики прослушали эти стихи в исполнении известных музыкантов, то почувствовали их современность, красоту. А когда узнали, что многие стихи стали частью романа “Доктор Живаго”, который стал международным событием и по степени своей распространенности опередил многие бестселлеры, то, конечно же, появилось желание прикоснуться к нему. И тут учащимся открывается другой Пастернак, а его книга воспринимается как свидетельство его времени. И оказывается, что люди во все времена живут одними страстями, любовью, очарованием природы, стремлением к духовности, а времена меняются… Порой очень жестоко. И поэтому ключом к пониманию, переосмыслению романа является стихотворение “Гамлет”.
Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга: “Весь мир — театр, и люди в нем — актеры”. В таком случае ситуация Гамлета осмысляется как личная ситуация каждого человека в этой жизни вообще. Когда ученики узнают, что это стихотворение написано Юрием Живаго за несколько дней до смерти, что оно позволяет осмыслить жизненный путь героя, который, как и каждый человек, должен до конца довести свою роль в драме жизни, то и у них появляется стремление преодолеть трудности, с достоинством пройти сквозь время:

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Это не просто роман — это открытие учениками XX века, это их философские раздумья о смысле жизни, о значении творчества в жизни человека, о роли отдельной личности в истории, о вечных вопросах бытия. Именно в 11 классе у моих учеников появляется серьезное стремление выразить чувства через поэзию, через размышления, и, как мне думается, хорошим толчком для их творческого взлета является близкое знакомство с Нобелевским лауреатом в области литературы 1958 года “за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы” — талантливым русским писателем Борисом Леонидовичем Пастернаком.

Ирина ПАСКАНОВА, учитель русского языка и литературы школы № 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.