Главное, чтобы договорились…

01.02.2017

Давайте жить дружно!В городских школах начинают работу службы примирения

Наверняка каждый из нас, вспоминая с добром школьные годы, сталкивался и с тем, что в памяти иногда всплывают и отрицательные моменты. Странного в этом, конечно, ничего нет, ведь невозможно, столько лет «прожив» в огромном детско-взрослом коллективе, ни разу не столкнуться с непониманием. В современной школе в решении возникшего конфликта участникам всех его сторон помогают медиаторы. Школьные службы медиации, или примирения, в некоторых городах России действуют уже на протяжении нескольких лет. Теперь таковые появились и в школах Партизанска. Подробно о работе медиаторов нашим читателям рассказывает главный специалист Центра развития образования ПГО Олеся РТИЩЕВА:
— Прежде всего, хочется сказать, что технология медиации сегодня признана самой эффективной в урегулировании конфликтов и споров. И пришла эта технология, как ни странно, не из психологии, не из педагогики, а из области права. Первыми на вооружение ее взяли юристы и пользуются, когда предпочтительным способом решения вопроса является именно примирение сторон и требуется уладить конфликт в досудебном порядке. Так и стали успехи медиативной практики внедрять в разные сферы, в том числе в образование. Служба же школьной медиации выделилась в отдельное направление.
— Олеся Владимировна, как давно организацией медиативных служб занялись специалисты в Партизанске?
— До нас, как иногда бывает, новое веяние шло довольно долго. В некоторых крупных городах службы успешно действуют несколько лет. В нашем округе работа по созданию служб примирения начата в марте 2016 года. Педагоги, назначенные кураторами школьных служб медиации, прошли обучение, была создана документальная база, и в настоящее время обучение проходят учащиеся. Несколько учеников станут так называемой «группой равных». Всего создано десять служб, по одной в каждой общеобразовательной школе. То есть работать в службе будет сплоченная детско-взрослая команда, в которую со временем войдут и родители учеников. Планируем в будущем работать централизованно на общегородском уровне. Создано методическое объединение школьных медиаторов, налажена связь с успешно работающими службами школьной медиации во Владивостоке.
— Кто стал кураторами служб в школах?
— Кураторами стали учителя-предметники, социальные работники, заместители по социальной работе. Но не это главное. Куратором может быть человек, который уже обладает доверием и среди взрослых, и среди детей учебного заведения. У нас медиаторами выбраны люди настолько широкой и доброй души, что на самом деле, так или иначе, они и раньше занимались примирением. Обучение же дало им дополнительные инструменты для деятельности. Медиатор – это человек — посредник, не занимающий ничьей стороны, который помогает конфликтующим сторонам договориться, используя особые техники. Если вспомнить происхождение технологии из области права, это такой адвокат для двух сторон.
— Как к созданию новой службы и новым техникам отнеслись ваши коллеги-педагоги?
— Поначалу отнеслись настороженно — много было вопросов. Психологи мы или социальные педагоги… Но в любом случае, с интересом. Конфликты были, есть и будут. И их разрешение обычно ложится на плечи директора или классных руководителей. Теперь этим будут заниматься прошедшие обучение, и получившие право на занятие этой деятельностью педагоги.
Многие из них отмечают, что подобный опыт нужно было получить, даже если бы службы и не создавались. Ведь что такое медиативное поведение? Это особый тип общения с людьми, умение не идти на конфликт, умение договариваться и гасить конфликт до его эскалации. Такое поведение пригодится не только в образовательном учреждении, но и вообще в жизни. Что касается самих процессов, в школьной практике они проходят следующим образом: стороны, при участии посредника – медиатора, получают возможность высказаться и договориться, а медиатор помогает выстроить правильный алгоритм разрешения спора, снижая эмоциональный накал, правильно продвигаться в разговоре с помощью вопросов.
— Когда начинается работа медиаторов с конфликтующими сторонами?
— Сразу, как только в службу обратились за помощью. Прежде всего, работа по примирению ведется только с добровольного согласия всех конфликтующих сторон. Поэтому, наши дети и взрослые должны научиться обращаться за помощью. Для этого мы сейчас и проводим просветительскую работу. Рассказываем о нашей службе педагогам, детям и родителям.
— Какого типа конфликты наиболее часты в школах?
— Статистически, конечно, это конфликты «ученик-ученик». Эти конфликты и наиболее открыты, легче разрешаются традиционными директивными методами. Наиболее сложные конфликты — между взрослыми, например, «родитель-родитель». Родителей к директору мириться не вызовешь. Наибольшую тревогу вызывают конфликты детско-взрослые. И здесь сложность заключается, прежде всего, в неумении или нежелании взрослого уйти от позиции: «взрослый всегда прав».
Главное, чтобы договорились обе стороны, взрослые это или дети, не просто на бумаге, а по-настоящему. Чтобы, например, после серьезного конфликта, помирившиеся дети смогли продолжить обучение в одном классе… Или повздорившие между собой родители нашли общий язык. Наша задача не только снизить остроту конфликта, но и уменьшить их количество. Мы уже готовы работать, и надеемся, что наша практика будет успешной.

Татьяна ЩЕЛКУН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.