Как приручить молнию

11.04.2014

или сэкономить на освещении в подъезде с помощью физики

Среди исследователей-школьников в этом году оказалось немало практиков. Городская научно-исследовательская конференция школьников, прошедшая на прошлой неделе, потрясла зрителей и членов жюри необыкновенными демонстрациями.Едва ли не половина юных исследователей оказались далеко не просто теоретиками, их интерактивные презентации подкреплялись еще и демонстрацией собственных устройств и изобретений.

Поклонник молний

В естественно-научной секции победителем стал ученик 9 класса школы № 6 Кирилл Богач. После увлекательного рассказа о своем кумире-физике Николе Тесле, юный исследователь продемонстрировал присутствующим мини-трансформатор, собранный собственными руками.

Зрелищным получилось представление с зажиганием лампочек разной величины и мощности от мини-трансформатора, расположившегося в плотной картонной коробочке из-под наручных часов. Самая маленькая лампа просто загорелась, та, что побольше, светилась крохотными молниями внутри стеклянного купола, а самая большая, явно позаимствованная из какого-то технического устройства, и вовсе озарилась изнутри разноцветными разрядами.

Кстати, трансформатор, собранный Кириллом для научно-исследовательской конференции, не первый. Еще будучи учеником пятого класса, Кирилл, посмотрев фильм “Повелитель молний” об ученом Николе Тесле, прямо-таки загорелся идеей поуправлять электрическими разрядами. Много читал, пытался соорудить трансформатор самостоятельно, но пошло дело не сразу — физику-то еще не проходили. Помог знакомый физик. Сделали огромный трансформатор. Кирилл не мог нарадоваться — все получилось. В очередной раз, включив прибор, спалил проводку.

— Свет тогда погас во всем нашем доме, — вспоминает парень. — Мама сильно ругалась.
Однако родители не стали запрещать сыну продолжать паять схемы, собирать разные приборы. Такие, как, например, фонтанчик с моторчиком — в 7 классе, о котором до сих пор вспоминает учитель физики Зинаида Гончарова. Тогда ребятам задали собрать фонтанчик из подручных материалов, используя лишь разницу уровней. Кирилл пошел дальше: взял моторчик от игрушечной машины, два пластиковых пищевых контейнера, обычную шариковую ручку без стержня и соорудил фонтан, который до сих пор хранится в школьном кабинете физики.

Вот такой вот юный “Кулибин”. Именно так и называет Кирилла его учительница Зинаида Николаевна. А еще отзывается о нем как о ребенке очень увлеченном и любознательном. На следующей неделе на уроках физики Кирилл и его одноклассники начнут изучать “явления электромагнитной индукции”. Уж тогда, наверное, юный физик Кирилл Богач удивит нас новыми изобретениями.

Перспективный энергетик

Второе место в научно-исследовательской конференции жюри присудило ученику той же школы, одиннадцатикласснику Ефиму Подковыркину.
В занимательнейшую презентацию вылилась его работа над прибором для автоматического включения и выключения освещения на лестничной площадке многоквартирного дома.

Для конференции Ефим собрал небольших размеров опытный образец из подручных материалов. Однако в теоретической части работы подробно изложил, как должна быть сделана настоящая. И расчеты провел.
Такой прибор будет экономить до 40 % электроэнергии, затраченной на освещение лестничных клеток. А сумма, которая понадобится для воплощения такого проекта в жизнь — 20 тысяч рублей.
Тема, без сомнений, чрезвычайно актуальна.

— Сейчас часто приходится слышать о том, что надо экономить электроэнергию, — говорит Ефим, — и я считаю, что это правильно.
Суть устройства, собранного Ефимом, заключается в том, что когда на фототранзистор попадает свет, выход реле открывается, и свет не горит. И наоборот.

Говоря проще, при наступлении темноты в подъезде — лампочки включаются, при дневном свете — гаснут.
Для большей экономии юный энергетик рекомендует использовать еще и энергосберегающие лампочки.
Физику изучает Ефим у того же педагога, что и Кирилл Богач — у Зинаиды Гончаровой. Учитель своим талантливым ученикам не нарадуется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.