Школа: настоящее и будущее

05.10.2016

Новому поколению нужен новый подход к обучениюСфера образования имеет важнейшее значение для страны и ее граждан. Она определяет жизненные перспективы каждого конкретного человека, а значит, и будущее всего государства. Сегодня российское образование вновь на пороге перемен. Новый министр образования Ольга Васильева выдвинула ряд инициатив и предложений, которые сейчас активно обсуждаются в обществе.
О наметившихся тенденциях и перспективах в развитии современной школы беседуем с сотрудниками Центра развития образования — руководителем Верой ГУЛЬЧЕНКО и главным специалистом Ириной ПОРОСНЫХ.
— На нового министра образования, — говорит Вера Борисовна, — педагогическое сообщество возлагает определенные надежды, исходя из того, насколько активно министр общается с учителями, родителями, вынося на обсуждение коллег дельные предложения, которые жизнеспособны и импонируют многим учителям. Так, например, Ольга Васильева говорит о том, что иногда полезно возвращаться к хорошо забытому старому, озвучивая на Всероссийском родительском собрании пожелания родителей ввести в учебный процесс уроки труда, на которых дети смогли бы приобретать практические навыки, а также возвратить в школы, так называемый, “общественно-полезный труд”.
— Одной из главных задач новый министр считает заботу об учителях. А в чем она может быть выражена?
— Председатель Правительства России Дмитрий Медведев, выступая в августе 2016 года в городе Новосибирске, поручил Правительству “законодательно ограничить количество отчетов, которые вынуждены писать учителя”. Продолжая эту мысль на заседании Всероссийского августовского совещания педагогических работников, он предложил изменить подходы к формированию заработной платы педагога, подчеркнув, что “зарплатная бухгалтерия должна оставаться понятной и прозрачной, и в этом случае можно вернуться к некоторым прежним принципам исчисления зарплаты: базовой части, надбавкам, окладу”. Кроме того, председатель Правительства заявил: “Мы не только должны требовать от школьных учителей современных подходов к образованию, но и создать нормальные, комфортные условия жизни и работы” учителю. Развивая эту мысль, Ольга Васильева подчеркнула, что “забота об учителе — это комплексная задача, и майские указы должны неукоснительно выполняться”.
— Несомненно, необходимо совершенствовать систему повышения квалификации учителей. Помимо курсов в Приморье, у наших педагогов есть возможность учебы за пределами региона?
— Очень многие педагоги занимаются дистанционно в Томском, Иркутском, Омском университетах, получая свидетельства о повышении квалификации, — говорит Ирина Поросных. — Это достаточно распространенная на сегодня форма обучения учителей. Причем, в соответствии с требованиями, установленными законом “Об образовании”, учителя, претендующие на получение квалификационной категории, проходят повышение квалификации не раз в пять лет, а каждые три года. Для учителя очень важно общественное и профессиональное признание, поэтому педагоги заинтересованы в своем профессиональном росте.
— По причине научного интереса Ольги Васильевой к истории РПЦ, имя нового министра образования критики ассоциируют с религией. И в целом все активнее обсуждается тема религиозного просвещения в современном светском образовании…
— С 2011 года в четвертых классах введен предмет ОРКСЭ — основы религиозной культуры и светской этики, — поясняет Ирина Поросных. — Программа рассчитана на год. Когда обучение в третьем классе подходит к концу, родителей учащихся знакомят с содержанием нескольких модулей, планируемых к изучению в четвертом классе, и они сами выбирают конкретный модуль, который, на их взгляд, наиболее соответствует интересам детей их класса. Конкретно о религиозном образовании речь не идет, поскольку образование в нашей стране носит светский характер. Курс ОРКСЭ связан с культурным наследием, направлен на то, чтобы дети имели представление о религиях, существующих сегодня в мире, их особенностях и традициях для расширения кругозора и общего развития. Это просветительская направленность. Кроме того, на сегодняшний день принята Концепция духовно-нравственного развития, в рамках реализации которой делается акцент на формирование духовности подрастающего поколения. И у нас есть такая возможность, поскольку продолжение курса ОРКСЭ — это курс основ духовно-нравственной культуры народов России. Его преподавание осуществляется в пятых и шестых классах в основном через внеурочную деятельность.
— Сегодня выдвигается идея сокращения количества учебников. И в то же время родители школьников критикуют содержание уже имеющихся, говоря, что в их время учебники были лучше. Но корректно ли это сравнение?
— В последние два десятка лет учебников было великое множество, — отвечает Вера Гульченко. — Действительно, 400 учебников для начальной школы — это перебор, необходимо сокращение их количества в целях создания единого образовательного пространства. Сравнивать современные учебники с советскими — некорректно. Новое время и новое поколение требуют иного подхода к преподаванию.
— Советская школа была ориентирована на овладение определенным объемом знаний, — дополняет Ирина Поросных, — а современная учит ориентироваться в больших потоках информации, анализировать ее и отбирать необходимую. Преобладающим становится личностное развитие. Учитель сегодня выстраивает работу в зависимости от ожидаемого личностного результата конкретного ученика, в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией
— Сегодня допуском к прохождению государственной итоговой аттестации является получение “зачета” по сочинению. Планируется ли внесение изменений в прохождение экзаменов в форме ЕГЭ?
— Хотя ЕГЭ существует уже семь лет, все еще возникают споры по поводу его проведения и учета результатов. Безусловно, у этой формы итоговой аттестации немало плюсов, но пока есть еще и минусы. Поэтому форму экзамена, содержание контрольно-измерительных материалов постоянно совершенствуют, добиваясь объективности и прозрачности процедуры и результатов. Так, в 2017 году в контрольно-измерительных материалах по физике, химии, биологии не будет тестовой части, до этого она уже исключена из экзаменационных материалов по русскому языку и математике.
— Есть предложение ежедневно исполнять гимн России в школах. Сегодняшние школьники знают гимн своей страны?
— Мы к этому стремимся, — говорит Вера Гульченко. — В каждом учебном кабинете есть стенды с государственной символикой, текст гимна разучивают, он звучит на важнейших школьных мероприятиях. Это способствует воспитанию у детей чувства гордости за свою Родину.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.