Школьные годы … чудесные?

15.01.2016

shutterstock_21440692Психологические проблемы могут возникнуть у любого, абсолютно нормального человека. Разница лишь в том, что у одних людей их больше, у других — меньше, кто-то может поделиться своими сомнениями с посторонними людьми, а другие остаются с личными проблемами наедине.
Тем более трудно приходится детям, которые в силу юного возраста просто не в состоянии сформулировать и определить свою проблему.
Немало трудностей различного характера возникает у школьников, начиная от проблем в учебе, до взаимоотношений в классе. И тут не обойтись без помощи старших, ведь, согласитесь, не каждый взрослый может самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Но даже родители не всегда в силах помочь своему ребенку в разрешении школьных проблем, в таких ситуациях имеет смысл обратиться к школьному психологу.
Не стоит думать, что педагог-психолог, работающий в школе, это медик. Нет, этот специалист не занимается лечением детей с помощью медикаментов, он не может ставить диагноз, но вправе обратить внимание родителей и учителей на проблемы в развитии психически здорового ребенка и помочь их устранить педагогическими и психологическими приемами. Одна из задач работы школьного психолога — помочь ребенку успешно усваивать школьную программу, содействовать благополучной адаптации к школьным условиям, новому коллективу, помогать в решении возникающих проблем.
О том, с какими вопросами обращаются школьники и их родители, поговорим с педагогом-психологом, заместителем директора по воспитательной работе школы № 2 Инной СВИТИЧЕВОЙ.
— Чаще всего родителей учеников тревожат трудности детей в учебе — плохая успеваемость, невнимательность, нежелание делать уроки, идти в школу, прогулы, — рассказывает Инна Валерьевна. — Нередко причиной обращения являются взаимоотношения учеников в классе или дома с родителями, конфликты и трудности в общении. Старшеклассников же беспокоит выбор жизненного пути, ведь девятый, десятый и одиннадцатый классы — это время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь.
— Инна Валерьевна, действительно ли первый год обучения в школе — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей?
— Да, несомненно, поступление ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации, у него изменяется привычный стереотип поведения, условия жизни и деятельности, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Главная трудность, с которой встречаются дети в школе — это требования определенной дисциплины. Они в какой-то степени лишаются свободы действий. Уроки, которые в основном идут по 30-45 минут, для детей такого возраста очень длинны. Надо сидеть на одном месте, нельзя разговаривать с соседом по парте, а с учителем можно заговорить только с его разрешения, подняв руку.
Немаловажным фактором, от которого зависит успешная адаптация ребенка к школе, является развитие ответственности. Ответственность даже важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Психологи различают два типа ответственности. Первый — это принятие ответственности на себя, когда человек считает, что его победы и поражения зависят от него самого. А второй тип — это перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. При ответственности второго типа человек склонен считать, что его неудачи и успехи зависят от других людей — родителей, учителей или же от случая, обстоятельств. Он никогда не станет искать причину в себе. Поэтому важно, чтобы родители и педагоги правильно расширяли зону самостоятельности ребенка и формировали у него чувство ответственности за свои поступки.
Еще одной проблемой принято считать речевое и эмоциональное общение в школе. И здесь без поддержки со стороны родителей и без подсказки о том, что следует сказать в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать ответственность за свою речь и самостоятельно формулировать свои мысли, чтобы установить отношение с учителем и сверстниками.
— Что могут родители сделать для наиболее “безболезненного” прохождения ребенком периода адаптации?
— Необходимо внимательно наблюдать за ребенком. Присмотритесь к его состоянию и поведению, основными признаками того, что ребенок перегружен и не справляется со школьными нагрузками, могут являться заметное похудание, жалобы на общее самочувствие. В таких случаях ребенок обычно плохо спит, у него появляются темные круги под глазами, пропадает аппетит, теряется интерес к учебе. Становясь нервным, ребенок может начать грызть ногти и даже заикаться.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться, старайтесь готовить его к учебе с увлечением. Это особенно важно для первоклассников, ведь им сложно освоиться в новой обстановке. Родной дом должен стать для ребенка опорой, где его выслушают, поддержат, объяснят и помогут приготовить домашнее задание. Провожая ребенка в школу, обсудите с ним важные для него дела. Не забывайте поощрять малыша, особенно в первое время, и не злоупотребляйте критикой. Создавайте все условия для хорошего настроения, и ребенок будет меньше уставать в течение дня.
Немаловажно грамотно организовать режим дня. Вовремя забирайте ребенка из школы, обедайте вместе с ним, обсуждайте произошедшие за день события. Для выполнения домашнего задания лучше выделить время между 3 и 5 часами дня. А переход от каникул к новому учебному этапу лучше осуществлять постепенно, за несколько дней начинать будить его пораньше.
Справиться со школьной нагрузкой ребенку поможет оптимальный для его возраста и состояния здоровья режим питания, а также дополнительное употребление витаминов. Это не только способствует улучшению пищеварения, но и помогает поддерживать активность, повышая сопротивляемость организма различным недугам. Правильное питание и сбалансированный рацион восстановят силы после физических и эмоциональных нагрузок.
— Инна Валерьевна, есть мнение, что учебная нагрузка на детей стала намного больше, чем во время учебы их родителей, так ли это?
— Требования к ученику и учителю в современной школе существенно изменились. Если говорить о нагрузке в смысле увеличения количества часов, то здесь не такой видимый рост, как в объеме заданий, и даже прослеживается некое сокращение. Но избыточность информации — это тоже нагрузка. Часто в учебниках нет четкой структуры, последовательности, они собраны кусочками. А ведь учебник должен быть составлен так, чтобы ребенок, заинтересовавшись, стремился найти дополнительные знания. Кроме того, от школьников сегодня требуются презентационные проекты. Они целыми днями сидят за компьютером, развивают и тренируют только зрительную память. А слушать разучиваются, поэтому часто не слышат, что им говорят, и мало что помнят из услышанного. И в дальнейшем школьная нагрузка уменьшаться не будет, скорее — наоборот. Это процесс закономерный, ведь мир не стоит на месте. За прогрессом движется и система образования. И в этой ситуации большая ответственность ложится на плечи учителя. Многое зависит от умения учителя заинтересовать ребенка и распределить материал по сложности, от его умения выбирать формы подачи материала. В конце концов, от умения научить учиться, потому что раз уж ребенка так активно загружают информацией, он должен извлечь из нее что-то для себя нужное и полезное.
— Нередко в школьном коллективе, как и в любом другом, возникают конфликты. Как взрослым следует реагировать на них?
— Конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
Конечно, проблемные ситуации могут возникнуть самые разные, но все же, зачастую они связаны с недопониманием, ревностью, завистью со стороны одного ребенка к другому. Чаще всего конфликтные ситуации возникают в старших классах, в период переходного возраста. Дают о себе знать повышенный уровень агрессии и желание доказать свою взрослость.
Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Конечно, часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, но в некоторых случаях без помощи взрослых ребятам тяжело найти выход из сложившейся ситуации. И желательно, чтобы такую помощь оказывал специалист, так как те же родители, защищая своих детей, во “взвинченном” состоянии могут лишь усугубить ситуацию.
— В каких случаях стоит обратиться за помощью к школьному психологу?
— Беспокоиться стоит, если вы стали отмечать необычное поведение для своего ребенка: резкое проявление агрессии и грубости, либо ребенок стал расстраиваться и плакать без видимой причины, появились проблемы в обучении или конфликты с учителями, с одноклассниками. Не стоит бояться, ждать пока все уляжется. Если вы не можете справиться с ребенком, то лучше пойти к психологу и получить консультацию на интересующую вас тему. Даже, если вы преувеличиваете проблему, то лучше пусть вас успокоит специалист. В любом случае профилактика лучше, чем лечение.

Мария БАШУТСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.