Вальс и воркаут в школьном спортзале
Уроки физкультуры важны и полезны, но, что скрывать, непопулярны у большинства школяров. Конечно, в классе всегда найдется пара-тройка тех, кто стремится «выше, быстрее, сильнее», но основная масса мечтает этот «необязательный» урок прогулять либо получить от врача заветную справку об освобождении.
Разнообразить школьные уроки физкультуры, ввести в них элементы современных занятий, интересных молодежи, – такую задачу поставил перед краевыми школами губернатор Приморья Олег Кожемяко. В детских садах, изучив практику других регионов, он поручил ввести занятия физической подготовкой для самых маленьких.
Среди тенденций, которые необходимо в первую очередь вводить в Приморье, а затем делиться ими с коллегами из других регионов, – кардинально пересмотреть школьные программы по физическому воспитанию, максимально задействовать в занятиях потенциал городских и сельских спортивных учреждений – бассейнов, крытых и открытых катков. Также стоит учитывать природные особенности территорий.
— Сегодня необходимо уходить от стандартов уроков физкультуры, которые были еще в советские годы, и вводить элементы фитнеса, спортивных танцев, плавания, горных лыж и иных направлений, которые сегодня интересны молодежи. Уроки физкультуры должны заинтересовать детей, посоветуйтесь с ребятами и родителями и откорректируйте учебные планы, – обратился губернатор к представителям учреждений образования. — Учебные программы составляют сами муниципалитеты, и у них есть такая возможность. Такие интересные уроки станут основой последующего спортивного развития ребенка.
Оно и верно. На перекладине «выжимать» из себя нормативные десять подтягиваний — скука и пытка. А если это будет популярный среди молодежи джимбарр или воркаут с соответствующей атрибутикой под музыку – это уже творчество и вдохновение, плюс восхищение со стороны менее сильных ровесников.
Или утренняя гимнастика с ее нескончаемой вереницей наклонов, вращений и прыжков. Это куда менее привлекательно для девочек школьного возраста, нежели спортивный танец с теми же элементами, но уже в яркой одежде, под музыку и с помпонами в руках в составе школьной чирлидинговой команды.
Во времена Советского Союза правительство всеми силами старалось привить молодежи и подросткам интерес к спортивным занятиям, а потому в учебных заведениях инвентаря было в достатке.
В рамках школьной программы ученики учились ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, отправлялись в длительные туристические походы, принимали участие в военно-спортивной игре «Зарница». В итоге детский досуг был прочно «спаян» с активными физическими нагрузками, которые помогали растить физически крепкое поколение.
Согласен, и в те времена были те, кто уклонялся от занятий спортом или «висел сосиской» на турнике, не в состоянии подтянуться даже несколько раз. Но таких были единицы…
По мнению старшеклассников, с которыми побеседовал журналист «Вестей», в школьной программе должно быть больше игровых видов спорта. Кроме волейбола, положенного учебной программой, хотелось бы играть и в футбол, хоккей, баскетбол и даже пейнтбол. Многие говорили, что хотят, чтобы программа спортивных занятий была разнообразной и насыщенной, а не сведена к минимуму, как сегодня.
Восьмиклассница Евангелина Барсукова хочет, чтобы в школьную программу по физкультуре ввели уроки любимого ею чирлидинга, а одиннадцатиклассник Данил Унтеров, наоборот, не поддержал идею новомодных изменений и пожелал заниматься по классической программе, так как она проверена временем. Девятиклассница Ксения Иванова хочет играть в баскетбол. Восьмиклассник Евгений Якимович не против был бы на физкультуре оттачивать навыки киберспорта, а его одноклассница Вера Задворная считает важным больше времени уделять упражнениям на растяжку.
А что по этому поводу думают взрослые спортсмены, тренеры и чиновники, отвечающие за вопросы развития физкультуры на территории округа. Элементы каких спортивных дисциплин, по их мнению, можно использовать при составлении местной программы по развитию спорта?
Начальник отдела физкультуры и спорта администрации ПГО Анатолий Антипов считает, что в школьную программу по физической культуре можно ввести уроки бадминтона, так как эта игра при сравнительно невысоких затратах на экипировку полезна для сердца, дыхательной системы, вестибулярного аппарата. Разнообразные движения, наклоны, пробежки и прыжки во время игры помогают укрепить практически все группы мышц и суставы, помогает развить реакцию.
Неплохо бы обучить девушек и юношей элементам самообороны. К примеру, тхэквондо, восточное боевое искусство, наделено философией, основанной на уважении к сопернику.
К гибридным новомодным видам спорта типа паркура, джимбарра и прочим Анатолий Петрович относится с уважением, но все же настаивает на том, что на уроках физкультуры «гибриды» не должны подменять классические гимнастику и акробатику, которые принесут намного больше пользы.
– Учителя физкультуры давно имеют право писать индивидуальные планы уроков физкультуры и по своему усмотрению вносить туда элементы различных видов спорта. Но чаще всего педагоги идут по легкому пути и используют типовые программы, – сказал Анатолий Антипов.
Спортсмен-любитель Михаил Иванов во времена своего детства на уроках физкультуры вместе с товарищами осваивал элементы акробатики, гимнастики, борьбы самбо, футбола, бокса, хоккея и стрельбы:
– Благодаря этому мы получили разностороннее физическое развитие. В нашем классе практически каждый мальчишка мог подтянуться десять раз на перекладине или уверенно пробежать кросс три километра. Самбо и бокс, которыми мы занимались на уроках физкультуры, несколько раз реально пригодились мне в жизни, когда пришлось постоять за себя. Думаю, такие занятия будут полезны школьникам и сегодня.
Спортсмен и организатор лучных турниров Константин Кожемяченко считает, что без стрельбы из лука и езды на велосипеде не может обойтись школьная программа:
– Судите сами, лучный спорт — отличный способ обрести спокойствие духа, развить глазомер, укрепить мышцы. В первую очередь при стрельбе из лука работают трицепсы и бицепсы, мышцы спины и груди. Это полезно для подтянутой красивой фигуры в любом возрасте. Велосипед, наоборот, укрепит ноги.
Чемпион и рекордсмен мира по жиму лежа и народному жиму, борец и тренер Владимир Хан считает, что тяжелая атлетика – это верный путь к силе и здоровью. Атлетизм является фундаментом любого вида спорта:
– Имея хорошо развитый мышечный корсет, каждый школьник позже сможет выбрать вид спорт себе по душе. К тому же сильный человек меньше болеет и устает, может сделать больше.
Василий Арапов, инструктор-методист ДЮСШ «Сучан» вспомнил, как в его школе на уроках физкультуры все катались на коньках, играли в хоккей и футбол, ходили на лыжах:
– В школе было много инвентаря, которого хватало на всех. Благодаря тому, что мы много времени уделяли физкультуре, я и многие мои сверстники имели значки ГТО серебряного и золотого достоинства, успевали на «отлично» по начальной военной подготовке и вообще росли крепкими развитыми ребятами.
Хореограф Вагиз Сулейманов считает, что элементы танцев на школьных уроках физкультуры будут полезны как для физического, так и культурного, эстетического развития учащихся:
– Это должны быть несложные элементы, которые по силам будет освоить любому школьнику. Очень важно, чтобы физрук и сам владел этими навыками. Например, умел танцевать вальс и смог бы этому научить воспитанников.
Сколько людей, столько и мнений. Ясно одно – урок физкультуры по желанию школьников и их наставников может и должен превратиться из скучной рутины в интересное, а главное, полезное занятие. Будем надеяться, что трансформация уроков физкультуры с учетом интересов детей в ближайшее время произойдет во всех учебных заведениях нашего округа. Хорошим подспорьем нашим школам станет краевая грантовая поддержка, которую, как пообещал губернатор, школы смогут потратить на покупку спортивного инвентаря.
Антон СУХАРЬ