Зарядка с роботом

13.10.2021

Современные технологии становятся доступнее школьникам даже в небольших селахДля чего школьникам «Точка роста»

Только на первый взгляд эти необычные наборы напоминают детские конструкторы с разноцветными деталями, лампочками и проводами. На самом деле это современное оборудование, помогающее детям изучать точные науки и ставить опыты.

В начале нынешнего учебного года на базе школы №22 открылась одна из «Точек роста» — федеральной сети центров образования цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей. Корпус школы в селе Авангард укомплектован для проведения уроков химии, а в школе села Углекаменск оснастили кабинеты физики, биологии и получили комплекты оборудования для занятий робототехникой по нацпроекту «Современная школа». В кабинетах «Точки роста» сделали ремонт и установили новую мебель.
Как можно изучать физику с помощью современных приборов, уже демонстрировали 1 сентября ребятам и гостям школы, в том числе главе городского округа Олегу Бондареву, когда открывали центр «Точка роста» в Углекаменске. Цифровые приборы помогают ученикам ставить опыты и эксперименты, изучая температуру, магнитные поля, время, массу тел, и заменят привычные весы, термометры, секундомер и не только.
Для кабинета биологии, где преподает Екатерина Бабенкова, тоже предусмотрена цифровая лаборатория. При подключении к компьютеру можно пользоваться цифровым микроскопом, датчиками, например, для измерения температуры тела человека в подмышечной впадине, температуры и кислотности почвы.
«Парк» нового оборудования постепенно пополняется. Причем, если на уроках физики, химии, биологии опыты проводили и раньше, только другими приборами, знакомыми родителям, бабушкам и дедушкам современных учеников, то теперь в школе есть и принципиально новое оснащение, которого раньше здесь не было. Это наборы для занятий робототехникой во внеурочное время.
Со стороны может показаться, что мальчики и девочки собирают детский конструктор «Лего» и сидят перед ноутбуком, — но только на первый взгляд. Это не игры и игрушки в привычном смысле слова. Это современные наборы, выпущенные в 2020 году, разных уровней сложности, для конструирования и бесплатных занятий прикладной робототехникой в пятых-восьмых классах, которые ведет завуч по воспитательной работе Ульяна Барышкина.
С 1 сентября дети уже кое-чему научились. Вот Лиза и Юля управляют роботом-«танцором», который показывает их одноклассникам несложные упражнения для зарядки. С его помощью можно проводить динамические паузы – разминки на уроках, в том числе программируя робота на работу через равные промежутки времени.

А вот по парте прыгает «блоха» — еще один небольшой робот. Синхронно переставляя опоры-лапки, движется в зависимости от заданной через ноутбук программы. Комплектацию и способ передвижения базовой модели робота также можно изменять и усовершенствовать, прикрепляя разные детали, колесики. Дети устраивают даже соревнования своих роботов, кто из них быстрее доберется-доскачет до финиша.
Возможностей для изучения чего-то нового у этих наборов немало, в том числе через творческие занятия. Например, один из курсов включает в себя задание по поиску за определенное время поломок в конструкции, ученики также знакомятся с принципами кодирования сейфов, работой систем слежения. Еще можно собрать и запрограммировать робота, который будет подсказывать хозяину, как нужно одеваться в конкретный день в зависимости от прогноза погоды – дождь или ясная погода.
В школе Углекаменска на такие занятия ходят четыре группы по десять человек в каждой, в том числе из Казанки и Авангарда. По большей части здесь собираются мальчишки, начиная с восьми лет. Кружков в селах немного, и не все дети занимаются танцами в Доме культуры или спортом, а к конструированию интерес есть, особенно у детей с инженерным складом ума. Для начинающих, чтобы познакомиться с процессом, есть и совсем простой конструктор.
— Для детей это еще и общение, — говорит Ульяна Вячеславовна, — они учатся работать в команде, делиться, сотрудничать, распределять обязанности и разделять задачи на этапы.
Помимо комплектов, полученных в рамках «Точки роста», есть также наборы для конструирования попроще, с двигателями на батарейках. С их помощью можно изучать физические явления и технологию, например, сконструировать подъемный кран и узнать больше о противовесах, точке опоры. Или посмотреть, как в зависимости от размера шестеренки робот-«пылесос» будет убирать мелкий мусор, и как изменится его скорость. А еще собранные ребятами устройства проходят лабиринты. Свои готовые поделки и те, что еще в процессе сборки, дети хранят здесь же, в кабинете, в шкафах.
Такие занятия – это не урок со строгим порядком и дисциплиной, а творческий процесс, когда можно передвинуть парты так, как будет удобнее, не сидеть на одном месте и даже пошуметь, обсуждая новую идею или «болея» за шагающего к финишу робота.
Комплект более сложного уровня для прикладной робототехники и программирования для старшеклассников помогал педагогу осваивать будущий выпускник Алексей Дехтерев. Юноша увлечен компьютерными технологиями, занимается программированием дома и осваивает монтаж видео, а на день самоуправления проводил открытые уроки по математике и информатике, рассказывал об искусственном интеллекте. Для него разобраться с новым оборудованием в школе особого труда не составило. Он хотел бы связать с этой сферой свою взрослую жизнь и профессию. Ну а педагоги хотели бы, чтобы Алексей вернулся в родную школу преподавателем информатики.
Вот так современные технологии становятся доступнее городским школьникам и ребятам из сельской глубинки.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.