Миротворцы школьного масштаба

25.04.2018

Службы медиации сегодня есть во всех школах округаКто предупреждает и разрешает детские конфликты

Пожалуй, словосочетание «служба школьной медиации» знакомо пока далеко не всем, в том числе родителям учеников. Тем не менее, это начинание внедрено и уже работает.С недавнего времени службы медиации стали обязательными в системе общего образования, и они сегодня работают во всех школах Партизанского городского округа. Система эта для социальной сферы относительно новая, но по-своему интересная и полезная. Причем задействованы в ней не только педагоги, но и сами школьники.
Для подведения итогов уходящего учебного года, обсуждения методических и организационных нюансов специалисты, ответственные за службы медиации в своих школах, собрались в отделе образования ПГО 18 апреля на семинар-практикум.
Как отметила главный специалист Центра развития образования Наталья Деркач, сегодня службам медиации уделяется большое внимание. С начала 2017-2018 учебного года крупных конфликтов не было, без мелких, конечно, не обходится, но их педагогические коллективы решали оперативно на местах.
Педагог-психолог школы №24 Олеся Ртищева рассказала, что задачами служб, которым следует уделить больше внимания, остаются оформление паспортов, стендов, индивидуальных названий и эмблем, доступность информации для детей. Сведения о службе медиации рекомендовано размещать на сайте школы, сами «миротворцы» должны быть обучены и иметь удостоверения, а информация об их деятельности — озвучиваться на родительских собраниях.
Больше внимания рекомендовано уделять подготовке волонтеров-медиаторов из числа учеников, проводящих, в том числе, психологические занятия в младших классах и среднем звене. При содействии отдела культуры и молодежной политики им оформят волонтерские книжки, которые подтвердят добровольческий опыт наравне с сертификатами и грамотами.
Решено следующий кинофестиваль «КОТ» посвятить службам медиации и ориентировать будущих участников на съемку роликов, рассказывающих о школьных конфликтах и способах их разрешения. Диапазон тем для сценариев обширен, ведь спорные ситуации возникают между ровесниками, учащимся или целым классом и педагогом, школьником и родителями других ребят.
Есть мнение, что часть жалоб в отдел образования или прокуратуру в своей основе имеют конфликт, который зачастую можно было попытаться разрешить на уровне школы с привлечением медиаторов. И положительные примеры участия таких служб в непростых ситуациях уже имеются на нашей территории.
Так, есть свои наработки у школы №24 микрорайона Лозовый, в которой обучаются не только «домашние» дети, но и воспитанники Центра содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Бывали случаи, когда негатив и непонимание возникали не между ровесниками из двух учреждений, они как раз хорошо общаются, а при взаимодействии ребят с непростой судьбой с педагогами школы, когда дети не признают их авторитета, не идут на контакт.
В такие моменты специалисты службы медиации привлекают к участию воспитанников Центра, считающихся негласными лидерами среди своих сверстников. Вместе с педагогами они делают важное дело – разрешают непростые ситуации, когда ребенок понимает, что нужен, ему доверяют взрослые люди, он развивается и растет в своих собственных глазах.
Есть и такой важный психологический момент для подростков: как не выглядеть в глазах ровесников предателем и не чувствовать себя доносчиком. Для этого школьникам объясняют, что на самом деле неправильно умолчать о существующем конфликте, или о том, что затевается что-то нехорошее, тем самым предотвратить беду и восстановить порядок. Особенно, если учесть, что в наше время информация через соцсети и мессенджеры распространяется молниеносно, и даже в течение урока в негативную ситуацию может быть вовлечено немало человек.
Также специалисты на семинаре-практикуме обсуждали, насколько важно то, как администрация школы реагирует на жалобы, доводит ли их до медиаторов и как вообще относится к этим службам. Эффективным может быть и обращение к «миротворцам» через интернет, если по каким-то причинам ребенок не может поговорить с взрослым лично. Затронули в ходе дискуссии потребность в штатных освобожденных психологах и нюансы работы с несовершеннолетними, имеющими суицидальные наклонности, и их законными представителями. А в планах работы школьных служб медиации на год акцент по-прежнему ставиться на профилактику и предупреждение конфликтов.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.