На субботник не пойду! Мама не пускает…

21.02.2020

Клумбу у школы по силам разбить самим ученикамРодители, бабушки и дедушки современных школьников и детсадовцев еще застали и вспоминают те времена, когда детский труд на пользу обществу был делом привычным и обязательным.

Студенты ездили осенью на поля в совхозы, школяры собирали макулатуру и металлолом, выходили на субботники, высаживали и белили деревья, каждый день дежурили в классе. На летней практике красили парты и стулья, «чинили» книги в библиотеке, разводили цветы на пришкольных клумбах, косили траву. Накануне зимы заклеивали окна и еще много чего дети делали своими руками. А уж у тех, кто жил в частном доме, помощь старшим по хозяйству, в саду-огороде и на подворье всегда была само собой разумеющейся. «Дети войны» и вовсе с юных лет трудились наравне со взрослыми, без скидки на возраст.
Со временем меняются ценности и приоритеты. И вот уже в современном обществе возникают споры, можно ли привлекать к общественно полезному труду несовершеннолетних, озвучивается даже возраст, до которого детям якобы ничего нельзя делать, — 14 лет. Вот только разовая добровольная посильная помощь и труд на регулярной основе по трудовому договору, который можно заключать с 14 лет, – это не одно и то же. Эту разницу видят не все. К тому же родителям, ограждающим детей от любого труда, стоит отличать добровольную помощь учащихся на тех же общешкольных или городских субботниках от занятий, которые входят в образовательный процесс и являются частью учебной программы.
Например, малыши детсадовцы вместе с воспитателями в группе, в рамках образовательной программы, поливают комнатные растения, на подоконнике разводят маленький «огород» — высеивают семена, высаживают луковицы. Об одном из таких занятий, когда на клумбе дошколята с воспитателем высаживали цветы, как-то писала наша газета. Но нашлись мамы, которые возмутились – как можно заставлять детей работать? Им разъяснили, что такие занятия входят в учебную программу. И разве плохо, если один малыш придержит стебелек цветочной рассады, а второй польет лунку водой из лейки? К тому же уроки технологии потом будут в школьной программе, где ребята готовят, пилят, шьют…
«Вести» не раз писали, как в рамках образовательного процесса в нашем округе каждый год проходит конкурс по озеленению и благоустройству территорий детсадов и школ «Цветочная фантазия». На клумбах и цветниках трудятся все вместе – дети, их родители и педагоги. И экологический марафон в Партизанске не раз проводился, когда школы и колледжи соревновались, кто больше соберет макулатуры и пластика, а победителей награждали на большой сцене ГДК. А сколько было конкурсов по изготовлению скворечников, кормушек! В начале первого класса и в конце 11 класса дети и взрослые высаживают аллеи первоклассников и выпускников. Во время месячников по благоустройству школы закрепляют за памятниками, ребята наводят порядок – собирают мусор, убирают сухие ветки и прошлогоднюю листву. Безусловно, основной объем благоустроительных работ у мемориалов и монументов все же берут на себя взрослые.
Как разъяснили в управлении образования администрации ПГО, нет специальных нормативно-правовых актов, регламентирующих привлечение учащихся к общественно полезному труду. В основном все остается на уровне добровольного согласия детей и родителей. Но во время летней практики ребята старше 14 лет могут привлекаться за плату к посильному труду в ремонтных бригадах. И в предыдущие годы в округе работали программы летнего трудоустройства несовершеннолетних за плату при участии Центра занятости населения.
И в интернете, и в реальной жизни доводилось сталкиваться с мнением, что все должны делать за плату «специально обученные люди», а помощь добровольцев некоторые считают уловкой со стороны власти или учреждений, желающих сэкономить деньги на оплате труда наемных работников. То есть, по этой логике, на субботники должны выходить не жители домов и коллективы учреждений, а те, кто работает в сфере ЖКХ и получает за это деньги. Конечно, кому-то проще оплатить услугу, чем сделать что-то своими руками. Но, когда речь идет о подрастающем поколении, нельзя забывать, что общественно полезный труд еще и воспитывает юного человека, стоящего на пороге большой взрослой жизни, приучает ценить труд – свой и окружающих. К тому же никогда не знаешь заранее, какой навык тебе и твоим детям понадобится в будущем, в быту и на работе, чтобы обслужить самого себя, своих близких и привести в порядок место, в котором живешь и трудишься, заработать на жизнь. Как и нет гарантии, что всегда сможешь зарабатывать столько, чтобы оплачивать чей-то труд.
Вместе с тем нельзя не отметить и такой факт. Пока одни рассуждают, что бесплатно и с дивана не встанут, во всем мире с каждым годом набирает популярность волонтерское движение, объединяющее неравнодушных людей всех возрастов и профессий. Значит, жива и сильна еще потребность быть полезным и помогать не за деньги, а по велению сердца. Если вдуматься, волонтерство – это тот же общественно полезный труд, только с современным названием. И видов волонтерской помощи – множество. Одни у дома детям песочницу с качелями поставят, большой красивый цветник у подъезда разобьют. Другие — одинокой бабушке с ремонтом помогут, озеро в парке вычистят от мусора, найдут хозяев бездомным животным, праздник проведут. И не меньше желания помогать, нужны определенные навыки, умения. А если с детства человек приучен к труду, то во взрослом возрасте ему не составит особого труда сделать что-то полезное. И зачастую помогая абстрактному «обществу», мы помогаем самим же себе, в том числе жить в чистоте и порядке. Разве сложно что-то сделать для себя же? А ограждая детей от любого посильного труда, кого мы воспитаем?

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.