Не вернулись из забоя

20.05.2022

В Партизанске и Луганске создают книгу о погибших горняках

Человек жив, пока о нем помнят. У шахтеров Ростовской области есть такая традиция. Каждый год 2 июня они приходят к памятникам и знакам шахтерской славы, чтобы вспомнить о горняках, погибших в забоях.

В нашем округе есть своя дата – День шахтера и День города, в последнее воскресенье августа.
Круглый год вот уже несколько лет подряд сведения о безвременно ушедших земляках-шахтерах собирают члены студии «Ветеран» Ольга Жигалова и Светлана Любецкая. В общественной организации «Росток» они готовят к печати новую книгу о шахтерах, что погибли, добывая «черное золото», а еще работают над очередным видеофильмом.
Как рассказала Ольга Жигалова, все началось осенью 2019 года с комментария к документальному фильму о шахте «Глубокая», размещенному в интернете. Авторам фильма написал житель города Красный Луч Луганской области Дмитрий Кравцев. Он попросил рассказать о людях, погибших на шахтах Партизанска, Углекаменска и Авангарда, предоставить их имена, фотографии и иные сведения для Книги Памяти. Дмитрий двенадцать лет на одном из сайтов составляет электронную книгу в память о шахтерах, погибших в разные годы на шахтах и предприятиях других регионов бывшего СССР.
Между Донбассом и Приморьем завязалась активная переписка, превратившаяся в плодотворное сотрудничество.

Защитник Донбасса

Дмитрий Кравцев родился на Урале. После школы учился в мореходном училище в Новороссийске, но не закончил. Позже он получил диплом финансиста в Восточноуральском университете. В 23 года перебрался на Луганщину в шахтерский город Красный Луч, где несколько лет отработал подземным горнорабочим на шахтах «Краснолучская» и «Княгинская». С началом военных действий на Донбассе в 2014 году вступил в ряды ополчения. Служил в первом казачьем полку под началом атамана Павла Дремова и в добровольческой бригаде «Призрак» у Алексея Мозгового. В боях по обороне Красного Луча в августе 2014 года был тяжело ранен. После лечения занялся поисковой работой, решил создать Книгу Памяти шахтеров и работников добывающих предприятий, погибших при исполнении своих обязанностей.
Сегодня Дмитрий с интересом изучает историю шахтерского дела, по всему миру разыскивает редкие документы и фильмы, рассказывающие об угледобывающей отрасли, в том числе о шахтах и разрезах Приморья. В его библиотеке есть и наши «Черный камень» Константина Майбогова и «Шахта» Бориса Плетнева
Корреспонденту «Вестей» Дмитрий рассказал о своем не просто увлечении, а важной миссии:
– Книгу я начал составлять в память о товарищах и друзьях, не вернувшихся из забоя. Информацию об авариях и погибших беру отовсюду, где только можно: списки погибших на памятниках и братских могилах, публикации в газетах, официальные книги памяти, выпущенные в Кузбассе, Воркуте и Караганде, поминальные списки церквей, личные дела из отделов кадров шахт и объединений, сообщения в социальных сетях и другие источники. Много информации и фотографий присылают родственники, друзья, знакомые погибших шахтеров. Делятся данными члены советов ветеранов шахт и работники администраций шахтерских городов и поселков, которые хранят информацию о погибших на производстве, наконец, полезные данные предоставляют краеведческие музеи и библиотеки. Помогают в работе рассекреченные архивы спецслужб, сотрудники которых вели расследования групповых несчастных случаев на шахтах в СССР. Проверяли на всякий случай, а не диверсия ли? Есть надежда на то, что по материалам из архивов спецслужб мы сможем установить имена погибших 40-50-х годах ХХ века в шахтах японских и немецких военнопленных, заключенных ГУЛАГа, трудармейцев, бывших советских военнопленных и осторбайтеров, направленных после Победы на принудительные работы в шахты. Кстати, мы недавно нашли в архивах и внесли в нашу книгу памяти имена немецких и австрийских военнопленных, погибших на шахтах Российской империи еще в годы Первой мировой войны.

Имя за именем

Пополнение базы — процесс кропотливый и длительный. Например, в социальных сетях в комментариях кто-то пишет о погибшем в шахте человеке. Видя это сообщение, Дмитрий отправляет автору просьбу предоставить информацию о происшествии и фото погибшего. Чаще всего люди откликаются, но не всегда оперативно.
В интернете исследователь размещает текстовые, фото- и видеоматериалы о катастрофах на шахтах и предприятиях горной промышленности в границах бывшего СССР. Пользователи сети делятся этой информацией с другими. Электронная книга пополняется по мере того, как удается что-либо найти. И процесс этот будет длиться долго, потому, что информацию об авариях с человеческими жертвами в СССР старались скрыть. Смерть на производстве часто выдавали за уход из жизни по естественным причинам, а с родственников, бывало, даже брали подписку о неразглашении. Это делалось, в том числе, и по идеологическим соображениям, чтобы мир думал, что в Стране Советов люди на производстве не гибнут.
— Книга, скорее всего, так и останется электронным сайтом. Бумажную версию нельзя будет дополнять новыми фамилиями. А это нужно родным погибших, как символ того, что их близкий человек не сгинул бесследно, что его имя сохранено для потомков. Я признателен людям, которые делятся информацией для Книги Памяти. В Партизанске, в первую очередь, Ольге Николаевне Жигаловой.

Всем миром пишем книгу

В Партизанске в поисках активно участвовали вместе с Ольгой Жигаловой и Светланой Любецкой Любовь Самчинская и Мария Онищенко из общественной организации «Росток», ветераны милиции Юрий Кривцов и Татьяна Авдонина, члены ветеранских организаций Александра Щурова и Вера Попова, историк Георгий Туровник, родственники погибших шахтеров Александр Сорокин, Ольга Шкляр, Татьяна Ботвиньева, Алла Дашкова, Максим Кононенко, Зоя Басова, Лидия Тихонова, Валентина Антоненко, Галина Приказчикова и многие другие
Совместными усилиями Дмитрий Кравцев и жители Партизанска собрали столько материала, что решили издать свою книгу.
Рассказывает Ольга Жигалова:
— Люди несли фотографии, охотно делились документами и информацией. Много данных предоставил городской архив, где сохранились личные дела погибших. Их карточки искать несложно, они имеют специальную метку в виде красной черты или круга на обложке. Ветеранские организации и родственники многие годы хранили информацию и портреты тех, кто не вернулся из забоя.
Делясь информацией о своих товарищах и близких, люди вспоминали те давние времена, когда, услышав тревожный вой сирен, каждый человек знал – в шахте случилась беда. Труд в шахте был очень опасен, и под завалами в любой момент могут оказаться кто-то из родных и знакомых.
Руководство шахт старалось не забывать о семьях погибших шахтеров. Вдовы получали страховые выплаты, детям назначались пенсии и выдавались путевки в летние лагеря по линии профсоюза угольщиков. Сироты имели право на льготное поступление в высшие учебные заведения и техникумы. Хотя были и случаи, когда материальная помощь по тем или иным причинам не поступала или запаздывала.

Цена «черного золота»

Уголь добывался часто ценой человеческих жизней, причем в любые времена. Затопления, обвалы, горные удары, пожары и взрывы уносили жизни мужчин и женщин, которые до начала пятидесятых годов прошлого века работали в забое и проходке. В угольной промышленности существует печальная статистика: на каждые пятьсот тысяч тонн добытого угля приходится одна человеческая жизнь, счет же получивших серьезные производственные травмы идет на десятки.
На сегодняшний день удалось собрать информацию о 226 шахтерах и горноспасателях ВГСЧ, погибших в местных шахтах Партизанска с 1946 года до закрытия последней из них – «Центральной». В основном это молодые мужчины, есть несколько женщин. Среди погибших есть начальники производственных участков, горные мастера, мастера-взрывники и мастера ОТК, машинисты шахтовых электровозов, проходчики, забойщики, крепильщики, лесогоны и стволовые, горноспасатели и инспекторы технадзора…
Последняя массовая трагедия случилась 29 октября 2003 года на шахте «Центральной», когда из-за взрыва метана погибли горнорабочий Василий Стригуненко, горный мастер Владимир Кусиков, мастер-взрывник Андрей Конопелько, шахтер Юрий Алешкин, электрослесарь Константин Поправко и проходчик Александр Третьяков. Все сразу, а Александр от последствий сильных ожогов днем позже в больнице. Об этой аварии сообщили не только центральные СМИ в России, но и на весь мир «Радио Свободы». Тогдашний министр МЧС Сергей Шойгу направил в Партизанск спасателей со всего Дальнего Востока.
Взрыв произошел на глубине 730 метров, в западне оказалось 69 горняков. Трагедия произошла в результате проведения плановых взрывных работ. Пятнадцать шахтеров вышли на поверхность сами, остальных вызволили горноспасатели. В Партизанске был объявлен всеобщий траур. Похоронная процессия шла от ствола шахты «Центральная». Проститься с погибшими пришел почти весь город.
Взрыв стал поводом для закрытия предприятия. Шахта была законсервирована и более не работала.
Беседуя с журналистом «Вестей», Дмитрий Кравцев обратился к жителям нашего округа:
— На сегодняшний день наш сайт — это самая полная из имеющихся в свободном доступе баз данных о горных катастрофах в России, Украине и Казахстане. Буду очень признателен всем, кто решит дополнить ее, прислав данные по адресу miningwiki@mail.ru или принесет их сотрудникам студии «Ветеран». Информацию можно также оставить непосредственно в электронной Книге Памяти или в специальных группах, созданных в социальных сетях. Ключевая фраза для поиска «Книга памяти погибших шахтеров».

Антон СУХАРЬ

Каждый год в День шахтера в Партизанске проходит митинг у знака «Шахтерская слава»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.