Никто не забыт, и ничто не забыто?

01.10.2021

На могилах не осталось даже звездК 80-летию начала Великой Отечественной войны

Эти памятники не спутаешь ни с какими иными: к металлической трубе приварена, грубо вырубленная из металла, пятиконечная звезда. Раньше на кладбищах Сучана таких могильных знаков было много.

Выглядели они как близнецы – все безымянные и отличались только по высоте от полуметра до метра и немногим выше. Понятно, что была война, потом послевоенное восстановление хозяйства, и родственникам было не до гранитных монументов. А потому эти весьма незатейливые творения социалистического реализма никаких положительных или отрицательных эмоций не вызывали.
В начале 70-х годов ХХ века на кладбище шахты №1 имелось странное захоронение – металлические колья со звездами выглядывали из земли. Они располагались в два-три ряда и отличались от иных подобных собратьев тем, что на большинстве из них сохранились прикрученные жестяные номера, на которых еще читались цифры. Возле некоторых звезд жестяные номерки, изъеденные ржавчиной и разрушенные временем, лежали на земле.
Это массовое захоронение занимало большую поляну метрах в сорока слева от центрального входа, на склоне. Всего насчитывалось до двадцати пяти могил.
Жительница Партизанска Антонина Эмильевна Редлих, во время Великой Отечественной войны работавшая в Сучанской городской больнице в первом хирургическом отделении, сестрой-хозяйкой рассказывала, что в то время под номерными знаками хоронили солдат и офицеров Красной Армии, умерших от ран.
В начале войны в городе Сучане размещался Тихоокеанский морской военный госпиталь. Занимал он площади Дворца культуры угольщиков, а также один из этажей пожарной команды, здание теперешней школы №12 и другие помещения. Позже он был переведен в поселок Ольга.
Кроме него был и сухопутный госпиталь, о котором мало что известно. Вероятно, его палаты были разбросаны по шахтовым поселкам Сучана. В городской больнице частью госпиталя было, организованное во время войны, «Хирургическое отделение №2», в котором лежали исключительно раненные бойцы. «Хирургическое отделение №1» было смешанным, там проходили лечение как военные, так и гражданские лица.
В Сучан везли, в основном, тяжелораненых жителей Приморского края, большинство из которых подлежали демобилизации по ранению. Некоторые из них умирали. Если умерший оказывался местным, то тело выдавали родственникам для погребения. Если родственники не объявлялись, то их хоронили за казенный счет на местных кладбищах.
Возникает вопрос: откуда взялось военное кладбище на Первой шахте? Ведь невозможно представить, что тела возили с центра города. Тем более что до 1980-х годов дороги по улице Московской не было – там рос лес, и чтобы попасть на шахту №1, нужно было ехать в окружную через теперешнюю остановку «Заводская». Вести покойников в такую даль не было никакого смысла, к тому же почти рядом находилось кладбище за бывшей шахтой №8.
Значит, в поселке шахты №1 был военный госпиталь или одно из его отделений, о котором, к сожалению, не помнит никто.
На сегодняшний день на шахте №1 от воинского захоронения не осталось и следа. За последние полвека на его месте появились новые могилы…
Мы не имеем права упрекать военные и гражданские власти за эти скромные военные памятники. Нельзя забывать, что в то время шла тяжелейшая война, которая потребовала от России, и ее народов величайшего напряжения всех физических и духовных сил. При всех сложившихся условиях, тогдашние власти Сучана сделали все, что могли. Они захоронили героев по существовавшему обряду, поставили скромные памятники, а на них укрепили номера, по которым можно было установить имена умерших. Здесь все понятно. Удивляет послевоенное равнодушие советских и партийных властей. Именно из-за их черствости ныне утрачены святые могилы наших воинов.
Где-то там, на западе страны, где шли ожесточенные битвы, до сих пор бережно ухаживают за могилами павших воинов и прилагают все возможные усилия, чтобы установить имена неизвестных героев. У нас за восемьдесят лет, прошедшие от начала войны, никто из власть имущих не вспомнил о них. А ведь бойцы и офицеры Красной армии и флота, умершие в госпиталях Сучана, такие же павшие, как и те, кто погиб непосредственно на фронте, только для них смерть на короткое время отстрочила свой приговор.

Георгий ТУРОВНИК, действительный член общества изучения
Амурского края

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.