Монголия, Черный Шаман и в шторм по морю

03.03.2021

В Монголии нам предстояло взойти на вершину Саянских гор Мунку-Сардык. Ее высота 3491 метр. Здесь в одной точке сходятся границы Монголии и России, и просматривается весь хребет Саянских гор длиной в 150 километров, ледник больше километра, горное озеро Эхой с водой бирюзового цвета, зеленые пастбища с пасущимися яками, козами, коровами. Табуны лошадей вдоль озера Хубсугул, по которому мы плыли.

На горных холмах среди серебристых эдельвейсов, укрывающих ковром огромные поляны, виднелись… черепа животных, оставшиеся после ночной охоты волков на сельский скот. Нам довелось испытать жуткий страх, до мурашек, от их воя. Каждую ночь дикие животные подбирались к местным селениям, чтобы поживиться домашней живностью. А нас защищали от серых разбойников лишь тонкие стенки палатки. Но разве может это остановить отважных путешественников?
В пути нам встречалось немало туристов, но в основном иностранных — из Голландии, Германии, Израиля, Франции, Британии, Швейцарии, и только лишь одну пару из России, путешествовавшую на велосипедах.
Зимний поход к Черному ШамануВозвращаясь с горы Мунку-Сардык, в сумерках мы немного сбились с пути и попали в болото. Геннадий, пройдя несколько метров, сразу почувствовал, что мы пошли в неверном направлении. И, учитывая все условия — заход солнца, расположение звезд, вывел людей на тропу, которая привела нас к поляне, где проводник ждал нас вместе с транспортом.
Организовать такие дальние походы и учесть все необходимые мелочи для безопасности – очень важно. Поэтому не менее важно доверять руководителю похода. И опытнейшему туристу из Партизанска Геннадию Козлову доверяют и идут вместе с ним по сложнейшим маршрутам.
Так было и в зимнем походе на водопад Черный Шаман или Большой Амгинский. Он находится в Тернейском районе на севере Приморья. Снег в тайге лежал более метра, а в откопанном кармане для микроавтобуса была видна только его крыша. Быстро надвигались сумерки, и наступающая ночь обещала быть морозной. В такой ситуации нужно действовать быстро, умело и слаженно. Разбили бивак, заготовили дрова, чтобы было чем ночью топить печь, организовали дежурство. На следующий день начали прокладывать лыжню по занесенной снегом дороге. Оказывается, это работа не из легких, но один плюс, что ты идешь как первопроходец по хрустящему снегу и видишь всю эту сказочную красоту, сугробы переливаются на солнце серебром среди пушистых елей и величественных кедров. Затем по готовой лыжне мы прошли намеченным маршрутом и разбили второй бивак для ночлега. Расположились в двух километрах от каньона. Подложка из хвойных веток мягко пружинила, а еловый запах действовал как снотворное. В печи потрескивали дрова, и по стенам палатки трепетали огненные блики. И так было уютно и спокойно в ночной тайге, вдали от цивилизации.
Наступил новый день, и наша группа отправилась к водопаду Черный Шаман. На лыжах мы подошли к каньону и увидели перед собой склон и больше ничего – спуск был где-то под огромными сугробами.
Даже мужчины считали, что спуск очень опасен, и если даже удастся спуститься в каньон, то обратно можно и не выбраться из-за метрового снежного покрова. Геннадий Козлов произнес всего лишь одну фразу: «Что за детский сад!». Достал веревки, прикрепил к стволу мощного кедра, связал лыжи и молча скрылся где-то под сугробами, словно подводная лодка.
Проделать такой большой путь на север Приморья и остановиться у самого финиша? Не раздумывая, я также связала лыжи и спустилась вниз на «пятой точке», и остальные следом. Спускаясь под пушистым и бодрящим снегом, я крепко держалась за веревку, с ее помощью мы также возвращались обратно. Никогда раньше не приходилось вслепую спускаться под снегом по очень крутому склону.
Далее на лыжах мы шли по каньону, по замерзшей горной речке Амгу, к Черному Шаману, высота которого 33 метра. Этот водопад самый высокий в Приморье. Путь нам перегораживали завалы и отдельные огромные деревья. А потом нас встретила снежная улыбка из нанесенных сугробов, и настроение улучшилось от такого подарка природы, которая гостеприимно встречала гостей из Партизанска, Находки и Владивостока. Лыжи скользили по снегу среди высоких скал в двести метров высотой. Они сужались все больше и больше и переходили в ущелье Пасть Дьявола.
Нам открылась панорама из красивейших ледяных произведений. С отвесной скалы спускались огромные медузы, щупальца осьминога, ледяная бахрома из сосулек в лучах солнца были синего и бирюзового цвета. За этой восхитительной красотой скрывался молчаливый Черный Шаман.
Вдоволь налюбовавшись этой неповторимой красотой, сотворенной зимней природой, мы неохотно покидали чашу ущелья, где струился шумящий поток воды под ледяным панцирем. Мы легко поднялись по крутому склону, не ощущая тяжести рюкзаков, лыжи нас сами несли через ручьи и канавы.
Отметив завершение нашего зимнего похода вкуснейшим борщом с огромными кусками мяса, мы были довольны и счастливы, и так благодарны Геннадию Евгеньевичу за удачный лыжный поход, что дружно закричали: «Ура!».
А какое было замечательное путешествие по морю на катамаране и плоту, вдоль южного побережья полуострова Гамова, мимо действующего маяка до заповедной зоны бухты Теляковского. Штормило, и встречный ветер препятствовал движению, а большие волны подкидывали катамаран, и нас окатывало волной. Я думала, что если осень, то и вода будет прохладной, но теплое течение на юге Приморья наоборот согревало. Девчонки на плоту подняли флаг, шутили и смеялись, и едва успевали черпать из него воду. Геннадий, конечно, переживал за команду, но не показывал виду и держался как настоящий капитан, обходя каменные рифы, четко отдавая команды. А мы были в восторге от перекатов больших волн, от которых нос катамарана нырял под воду, пытались все это запечатлеть на камеру и фотоаппарат. В этом морском путешествии нас ко всему прочему застали ливень с грозой, а потом вновь было солнце и замечательный отдых в бухте Теляковского, где мы посетили остров Томящего сердца и искупались в каменной купели. Переживания нашего командира закончились, когда мы зашли в бухту Идол для ночевки. Затем был ужин у костра, потом мы дружно пели песни до полуночи: и детские, старинные, и современные. А Геннадий Евгеньевич слушал и по-детски улыбался. И наверняка уже строил планы следующего маршрута…
Туризм, походы – призвание Геннадия Козлова, это вся его жизнь. Бессменный руководитель клуба «Берендей», он внес большой бескорыстный вклад в туристическое движение в Приморском крае. Марафоны здоровья, обучающие уроки по скалолазанию, восхождения на вершины гор, путешествия к водопадам в летнее и зимнее время года, лыжные походы по тайге и рекам, посещение пещер, прогулки по живописным местам, сплавы по рекам, водные походы по озерам и морю. И для всех таких маршрутов он тщательно готовится, чтобы снаряжение было крепким и надежным. Самостоятельно шьет многоместные палатки, делает весла, покупает плоты, лыжи, спасательные жилеты и много разного снаряжения, необходимого для туристических походов.
Поход – это испытание для каждого его участника. И именно здесь проявляются все качества человека, которому придется преодолеть подъемы и падения, завалы и обходы, сырость и комаров, жару и холод, и весь груз рюкзака за спиной. Туристы – люди особенные, они обязательно протянут в трудную минуту руку идущему рядом и нуждающемуся в помощи человеку.
Поздравляю Геннадия Евгеньевича с наступающим 70-летним юбилеем! Желаю крепкого здоровья на долгие годы, бодрого настроения в каждом незабываемом походе, многочисленных идей и интересных ярких путешествий с надежными друзьями, туристами и единомышленниками. Удачи и успехов во всех начинаниях!

Татьяна ОСМАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.