На урок — в японскую школу

03.12.2014

Изображение-706Чем отличается японская школа от русской? Как она устроена, каковы взаимоотношения в ней учеников и учителей, учителей и родителей, как учатся японские дети, каким образом они получают знания? Ответы на эти и многие другие вопросы получили участники Международного фестиваля народной культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона, проходившего с 8 по 15 ноября в японском городе Тояма.
В фестивале приняли участие 40 стран, в том числе и из России. Российская группа состояла из представителей Забайкалья и Приморского края, в которую вошли и наши земляки, члены общественной организации “Росток”.

“Спасибо” на всех языках

— Цель нашей поездки, — рассказывает руководитель ОО “Росток” Любовь Самчинская, — это участие в Международном фестивале народной культуры, который ежегодно проводится в ноябре в префектуре Тояма. Участники Фестиваля представляли свою культуру, традиции через танцы, кухню, костюмы, использовали видеоролики, проводили мастер-классы. Мы представляли “Русский дом”, нами было организовано традиционное русское чаепитие, а наша Саша Рубец со своей мамой проводили мастер-класс по изготовлению куклы-оберега из ткани и ниток, без использования иглы. Участников фестиваля было много, публика разновозрастная: дошколята, школьники, взрослые люди и пожилые, а посетителями — жители префектуры Тояма. Сам фестиваль проходил 9 ноября, здесь можно было попробовать блюда разных стран и принять участие в мастер-классах, например, изготовить фигурки оригами, “фенечки” в технике макраме, вырезать собственную печать из резины или просто попробовать написать слово “спасибо” на языках тех стран, которые были представлены на фестивале. Для тех, кто принял участие в десяти и более мастер-классах, предусмотрен памятный приз, а по завершении фестиваля всем участникам вручили грамоты и дипломы.

Учиться и трудиться учат с детства

В Японии российская делегации знакомилась с образовательной системой страны. Школьному и дополнительному образованию в Японии уделяется большое внимание. Так, в течение всего дня учащиеся находятся в школе, до обеда у них проходят уроки, а во второй половине дня — дополнительное образование, включающее экскурсии и походы.
— Очень интересным оказалось посещение средней школы, — продолжает рассказ Любовь Павловна, — в которой обучается 543 ученика, и работают 47 учителей. Обучение в Японии двенадцатилетнее, начальная школа — это 6 классов, средняя — 3 класса, и высшая школа включает в себя 10-й, 11-й и 12-й классы. Школа 1947 года постройки, в настоящее время она поставлена на капитальный ремонт, рядом мы увидели здание, которое ремонтируется. Но мы были очень удивлены, потому что школа в замечательном состоянии, и не понятно, почему ее надо ремонтировать. Директор нам объяснил, что таково распоряжение муниципалитета, который сказал: “Пора ремонтировать!”. Школу возглавляет уже 25-й директор по счету, они работают определенный срок, а затем, как говорят японцы, уходят “на выслугу”.
Нужно отметить, что японские школы отличаются своей чистотой и порядком. При входе все переобуваются, и нам тоже выдали сменную обувь. Мы пообщались с администрацией школы, посмотрели программу обучения. Да, в школе имеется достаточно современной техники и оборудования для обучения, но в классах больше используется доска, мел и тетради с ручками. Количество детей в классах, конечно, большое, от 40 до 45 человек, но в любой момент класс может быть разделен на две части, причем и сам кабинет делится на две части при помощи мобильной ширмы. Мы побывали на нескольких уроках. Интересно, что для ведения уроков, например, иностранных языков, класс не разделяют, но ведут их одновременно два учителя, один из которых, обязательно должен быть носителем данного языка, для этой цели администрация школы приглашает на работу иностранных преподавателей.
Пройдя по школе и пообщавшись с преподавателями и учениками, становится понятно, что в Японии именно учат, и там нет такого количества бумажной работы, как в наших школах. А еще, в школьную программу введено трудовое обучение и профориентация, учащиеся 7-9 классов раз в неделю обязательно должны работать в социальных учреждениях, таких как дом инвалидов, либо дом престарелых.
Очень понравилась дисциплина и чистота в школе, на вопрос, каким образом обеспечивается порядок, объясняют, что уборщиц у них нет, убирают сами учащиеся. Возле каждого класса находится небольшой уголок с умывальником и питьевой водой, здесь же небольшая вешалка, на ней белые пронумерованные тряпочки, которыми ученики наводят порядок, а вот чего-нибудь напоминающего швабры замечено не было, вся уборка производится вручную, и даже туалеты убирают тоже сами дети. Вероятно, поэтому в школе и наблюдается такая идеальная чистота, зная каким трудом она достигается, “свинячить” детям и в голову не придет. И охранников в школе нет, а вещи свободно висят на вешалках, учебники стоят как в классах, так и в коридорах, нет необходимости от кого-то все прятать и запирать.

История и высокие технологии

В рамках образовательной части дополнительного образования российская группа побывала в различных музеях, например, в интерактивном Музее естествознания. Помимо того, что в нем можно увидеть представителей животного и растительного мира, различные приспособления для их изучения, ознакомления с историей возникновения жизни на Земле, здесь также можно почувствовать себя естествоиспытателем и на огромных игровых автоматах проверить свои знания. Побывали в замке Тояма, который изначально был основанием города. Этому замку почти 500 лет, когда-то он принадлежал феодалу Наримаса. Замок — это только название, на самом деле, скорее военная крепость, от которой до нашего времени сохранилась только шестая часть. Сейчас в замке располагается музей истории города Тояма, в котором есть и карты старого города, и старинная одежда воинов, и предметы быта.
Побывали путешественники и в одном из синтоистских храмов. В Японии в настоящее время господствуют две основные религии: синтоизм и буддизм. Первая из них — чисто национальная, вторая занесена в Японию извне. Как говорят сами японцы: в одной религии они рождаются, а в другой умирают. Деревянный храм расположен на огромной территории. Удивительно, что все, созданное здесь много лет назад, сохраняется в таком прекрасном состоянии. На территории находится много объектов, которые используются в храме. Некоторые из них служат для определения желания богов, а другие для общения с ними, обычно для прошения защиты.
Незабываемое впечатление оставило посещение искусственного насыпного острова Одайба. Он был возведен на территории порта Токио. В XIX веке была отсыпана цепь укрепленных островов, на которых военное руководство Японии разместило артиллерийские батареи для воспрепятствования проходу военных кораблей противника. А в настоящее время это центр науки или, как говорят сами японцы, “Город будущего”. Там всего два жилых дома, а остальные здания занимают всевозможные центры: центр Панасоник, в котором интерактивно представлены достижения компании, ЛегоЦентр, Центр Тойота. И взрослых, и детей поражает Национальный музей развития науки и инноваций Мирайкан, в котором представлена робототехника от самых первых простейших роботов до нынешних современных технологий. Например, человекоподобный робот, если не знать, что это искусственный механизм, можно пройти мимо, решив, что это сидит обычная девушка на диване. Оказывается, что с ней можно разговаривать, она отвечает на заданные вопросы, поворачивает голову,  двигает руками. Экспозиция музея постоянно обновляется, здесь выставляются образцы новейших научно-технических разработок, еще даже не вышедших в массовое производство. Большая часть музея предназначена именно для посещения его детьми, сложнейшие механизмы и законы физики представлены в интересных игровых и интерактивных формах. В этом музее все можно трогать руками и легко почувствовать себя в качестве настоящего ученого. А в одном из залов уже представлен огромный макет эмблемы будущей Олимпиады-2020, которая пройдет в Токио.
Принимал российскую делегацию муниципалитет префектуры Тояма, а вся организация встречи легла на плечи общества дружбы “Тояма-Россия”, они организовали все экскурсии, посещение школы, весь процесс подготовки встречи делегации занимает 3-4 месяца. А с российской стороны организация таких поездок идет по линии Приморского краевого института развития образования в рамках образовательных программ для одаренных детей и талантливых педагогов. Получив ценный опыт участия в фестивале такого уровня, ОО “Росток” планирует в следующем году вновь отправиться в Страну Восходящего Солнца, чтобы представлять культуру нашей страны и получать новые знания и впечатления.

Мария БАШУТСКАЯ.
Фото предоставила Любовь САМЧИНСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.