Путешествие по Европейской Азии

30.05.2014

Как учатся, во что одеваются, и где отдыхают в Гонконге

9 мая четверо партизанских школьников в сопровождении двух педагогов прямым рейсом из аэропорта отправились на образовательную стажировку в “некитайский Китай” — Гонконг. Один из ведущих финансовых центров Азии и всего мира, административный район Китайской Народной Республики. Путешествие продлилось чуть больше недели, а вернувшись домой ребята и их наставники поделились своими впечатлениями с читателями “Вестей”.

Гонконг находится на Коулунском полуострове, в его состав входят более 260 островов. Еще в 1842 году он был захвачен Великобританией и оставался ее колонией до 1997 года, когда Китайская Народная Республика получила суверенитет над территорией, которой предоставлена широкая автономия до 2047 года, то есть, на 50 лет. В течение 90-х годов прошлого века численность населения Гонконга начала быстро расти, сейчас она составляет свыше 7 миллионов человек. Около 95 % жителей района — этнические китайцы. Тем не менее Гонконг совершенно не похож на среднестатистическое азиатское государство. Здесь царят свои законы, традиции и правила, в чем и убедились наши соотечественники.

Экология — прежде всего

Несмотря на репутацию Гонконга, как территории высокоурбанизированной, власти уделяют большое внимание экологии и озеленению. Около половины всей территории объявлено зонами отдыха и заповедниками.

— На что обращаешь внимание сразу — так это на огромное количество зелени вокруг и бесконечные парки, — делится впечатлениями ученица 9 класса школы № 6 Антонина Рынковая.- Везде очень красиво и чисто, никто не мусорит. Погода очень переменчивая, внезапно может начаться ливень. Поэтому местные жители всегда носят с собой зонтики.

Гонконгцы ездят исключительно на дорогих иномарках, в основном немецкого производства. В среднем, на 10 человек — одно авто. Для них автомобиль не средство передвижения, а роскошь, потому что машины очень тщательно проверяют с точки зрения экологичности, чтобы не наносили вред окружающей среде. Местные жители в принципе не воспринимают продукцию китайского производства, будь то еда, одежда или авто.
— Загазованности там нет совсем, не видно и не чувствуется, — рассказывает педагог дошкольного образования Юлия Сурина. — За все время путешествия мы не увидели ни одной букашки или мухи — после эпидемии птичьего гриппа власти очень серьезно относятся к санитарной обработке, по три-четыре раза в месяц берут пробы со всех водоемов. На улицах — специальное опыление, а вместо травы растут орхидеи — просто на улице, под ногами. Город очень зеленый.

Кстати, с 2007 года в Гонконге действует запрет на курение во всех общественных местах. Для любителей подымить отводятся специальные закрытые зоны, оборудованные огнетушителями.

На контрольную — в музей

В отличие от китайцев, детей гонконгцы могут иметь сколько угодно. Прежде чем родить ребенка, на счете у родителей должен лежать капитал, чтобы выучить чадо за границей.

В систему образования Гонконга входят необязательные трехлетние детские сады, за которыми следует обязательное шестилетнее начальное образование и трехлетняя первая ступень среднего образования.
— Мы побывали в начальной школе, где учатся дети в возрасте от 6 до 13 лет, всего в ней 190 учеников. В классах по 12-15 человек, к каждому прикреплен не один педагог, а несколько. Детки все смышленые, интересные,- говорит Юлия Александровна. — Практически во всех образовательных заведениях Гонконга установлены строгие кодексы поведения и используются униформа, эмблема, отличительный цвет. В программу начального образования обязательно входит изучение китайского и английского языков, математики и “общей дисциплины”, представляющей собой сочетание музыки, физкультуры и искусства. Занятия в школе, как и в детских садах, не проходят исключительно в кабинетах, как это принято у нас. Большинство уроков проводится в музеях, в парках. В историческом музее мы встретили группу школьников: преподаватель провел лекцию, а потом задал ребятам вопросы, ответы на которые они отправились искать среди экспозиций музея. На мой взгляд, такой подход к обучению намного интереснее. В музеях установлены 3D стенды, идет звуковое сопровождение: если это экспозиция базара, то и фон будет соответствующим. Там даже есть мини-кинотеатры, где можно посмотреть документальные фильмы о древней истории Гонконга, землетрясениях, восстановлении района. А в музее Космоса вообще создается эффект присутствия — можно рукой “дотянуться” до метеорита. Даже для нас, взрослых, все это было очень интересно, что уж говорить о детях!

Большая часть заведений начального и среднего образования в Гонконге относится к категории субсидируемых, они получают дотации от правительства и гранты от благотворительных организаций, в том числе религиозных. Зачисление в такие школы осуществляется на общих основаниях. А вот частные школы и ВУЗы могут выбирать учеников в соответствии с установленными ими критериями.
Администрация образовательного учреждения имеет право производить обыск среди личных вещей учеников и наказывать их за малейшие нарушения. Набравшие определенное количество предупреждений, штрафных баллов, могут быть отчислены, что, фактически, означает конец их мечтам о более-менее успешной карьере во взрослой жизни. Гонконгцы небезосновательно считают, что жесткая дисциплина всячески способствует успеваемости.

— К нашему приезду в школе готовились. Директор лично нам все показала. Очень понравилось, что в местных школах проводят много практических занятий, — отмечает Тоня Рынковая. — Мы посетили занятия по труду — в классе стоял гончарный круг, школьники лепили из глины горшочки. Дали попробовать и нам — это очень интересно! Ребята просили у нас автографы, дарили нам подарки, и мы им тоже — магниты с символикой Партизанска. А еще, мы научили их водить хоровод — гонконгские школьники даже не знали как это! Примечательно, что все дети хорошо говорят по-английски. Занимаются они примерно до трех часов, а вот перемены у них по 30 минут. Во время занятий проходят прогулки на свежем воздухе. Школа не очень большая, но каждому ребенку здесь уделяют особое внимание. Везде развешаны детские рисунки и фотографии из школьной жизни. Есть у них и своя телестудия, а в библиотеке можно не только читать, но и заниматься творчеством. Горячие обеды для детей готовит родительский комитет, девочки и мальчики кушают отдельно.

Докажи, что ты нужен Гонконгу

Гонконг зачастую описывают как место, где Восток встречается с Западом. На одной улице можно найти традиционные китайские магазинчики, торгующие лекарствами, буддийскими благовониями, супом из акульего плавника и Макдоналдс. Официальными языками являются китайский и английский, двуязычные указатели встречаются повсеместно. Государственные учреждения, полиция, большинство учреждений и магазинов ведут дела на обоих языках.

— В Гонконге есть только средний и богатый класс. Бедняки живут на отдаленных островах, зарабатывают на жизнь рыбной ловлей, — рассказывает Юлия Сурина. — У них только полиция китайская, даже на работу берут, в первую очередь, своих, гонконгцев. Чтобы устроиться на работу, необходимо специальное ходатайство от работодателя. После тебе дают испытательный срок, чтобы понять — приносишь ли ты пользу стране? И только по истечении этого срока у тебя появляется постоянное рабочее место. А чтобы получить постоянный вид на жительство и купить собственное жилье, необходимо проработать в Гонконге определенное количество лет. Так что, стать местным жителем очень сложно.

Гонконгцы платят за услуги ЖКХ поквартально. Газ, вода, свет — выходит около 200 долларов за три месяца. В городских парках есть все необходимое для полезного и активного отдыха — спортивные площадки, тренажеры, бассейны.

Образование и медицина в районе на высшем уровне, и зарплаты соответствующие.
А вот полицейских на улицах вы не увидите — везде установлены видеокамеры, наблюдение ведется через спутник.

— Что мне понравилось — никто ни на кого не обращает внимания. Одеваются местные жители, как кому захочется, но никто не выглядит вызывающе или вульгарно, — заметила Юлия Александровна. — Кстати, мода приходит туда на два года раньше, так что у нас была возможность увидеть чего ожидать от модельеров в ближайшем будущем. Если честно, мы были очень удивлены — силиконовая обувь и сумки, платья и кофты-балахоны выглядят очень непривычно.

Как рассказала руководитель ОО “Росток” Любовь Самчинская, международные программы сотрудничества и обмены делегациями между странами Азиатско — Тихоокеанского региона будут продолжаться:
— Благодаря таким поездкам, идет продуктивный обмен опытом, у нас создаются партнерские отношения с Китаем, Кореей, Японией, Вьетнамом. В будущем планируются поездки в Далянь, на Окинаву. Надеемся, что в ноябре будет фестиваль народных культур в Тояме, в Японии, где мы сможем принять участие, и думаем, нашей делегации будет, что там показать.

Алена МИХАЙЛОВСКАЯ.
Фото из архива
ОО “Росток”

p style=»text-align: justify;»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.