Санкт-Петербург: глазами журналиста

21.07.2017

Просторные улицы и широкие проспектыВ этом году очередной отпуск корреспонденту «Вестей» довелось провести в северной столице нашей страны – в Санкт-Петербурге. Это было первое знакомство с городом, удостоившимся славы самого культурного мегаполиса и даже интеллигентного центра России.Писать про достопримечательности города-героя и их историческую ценность, пересказывать чужие статьи про театры, музеи, архитектуру не имеет смысла – этой информации достаточно в литературе, интернете на любой вкус, объем и уровень подготовленности. Поговорим лучше о том, какой видится культурная столица приморцу, приехавшему в Петербург впервые.

Комфортная городская среда

Итак, первое, на что обращаешь внимание, – это ровный рельеф местности и непривычно широкие улицы, просторные проспекты, внушительные расстояния между частями одного города. Ощущение свободы, размаха, масштабности чувствуется в парках, монументальных зданиях библиотек и дворцов, университетов.
Второе – это благоустройство. Взять, к примеру, вывески и уличную рекламу – здесь вы не увидите брезентовых растяжек-баннеров на стенах зданий или над проезжей частью, треплющихся на ветру, выгоревших или обветшавших от времени до состояния лоскутов на веревочках. Их попросту нет – ради сохранения архитектурного облика города действуют строгие требования к вывескам, информационным плакатам, наружной рекламе на фасадах. Есть правила, касающиеся размера букв наименования предприятий, расположенных в объектах культурного наследия, вплоть до того, что даже цвет вывески должен гармонировать с цветом фасада.
Но при этом остается достаточно возможностей для наружной рекламы – световые стенды на тротуарах, реклама в общественном транспорте, плакаты в витринах и на окнах магазинов и салонов.
В Санкт-Петербурге много социальной рекламы, например, касающейся усыновления детей, противодействия терроризму или необходимости убирать за домашними животными на прогулке.
Возле регулируемых пешеходных переходов даже в тихих спальных районах установлены светофоры с голосовым сопровождением. Когда загорается зеленый свет для пешеходов, из динамика раздается голос, оповещающий о том, что разрешено переходить такую-то улицу. Да-да, название улицы тоже озвучивается. Очень удобно, если приехал в этот район города впервые и плохо ориентируешься на местности. Когда до красного сигнала светофора для пешеходов остаются считанные секунды, голос из динамика строго говорит о том, что нужно оканчивать переход.
Для пешеходов с детскими и инвалидными колясками обустроены комфортные съезды с тротуаров к пешеходным переходам даже вдалеке от центра и там, где нет «зебры», — уложен под уклоном плоский бордюрный камень. Потому на тротуарах можно встретить людей всех возрастов на роликах, самокатах, велосипедах, на современных модных гироскутерах и сигвеях. Всем им удобно находиться на улицах и кататься без препятствий в виде высоких бордюров, есть и парковки для велосипедов, и их прокат.
В городе много пандусов, пусть пока и не у каждого здания, под пассажиров с особыми потребностями адаптированы городской транспорт, учреждения образования, культуры, спорта, например, подъемники для гостей на инвалидных креслах в Эрмитаже. В музеях, театрах, в кафе и торговых центрах имеются комфортные туалеты – чистые, с горячей и холодной водой, с жидким мылом и туалетной бумагой, в том числе специально оборудованные под нужды посетителей с особыми потребностями. Для гостей на инвалидных колясках есть поручни и ручки, для мамочек с малышами – откидывающиеся пеленальные столики для смены подгузников.
Еще отмечаешь, что в Санкт-Петербурге обычное явление – свадьбы среди недели, а не только в пятницу и субботу, как у нас.

Поехать посмотреть

В Санкт-Петербурге общественный транспорт ходит с раннего утра до позднего вечера, даже в полночь можно уехать из центра домой, на объектах транспорта установлены камеры наблюдения.
В наши дни по Дворцовой площади в каретах ездят не вельможи, а туристыЧтобы увидеть не только культовые туристические места и достопримечательности, но и повседневную жизнь местных жителей, лучше ездить разными продолжительными маршрутами наземного транспорта – автобусом, трамваем или троллейбусом. Если в провожатых у вас будет местный житель или приезжий, хорошо знающий город, то еще и обзорная экскурсия получится. Заметно: в районах города в целом сохраняется тот архитектурный облик, который сложился в годы застройки этой части Петербурга, потому можно определить, когда строился этот квартал – 300 лет назад или в 30-70-е годы прошлого века. Новостройки в основном возводятся на границе с Ленинградской областью или точечно.
Местные жители активно пользуются проездными картами, например, «Подорожником» — с ними поездки выходят дешевле, чем при оплате наличными. При входе в метро, автобус, троллейбус или трамвай нужно приложить карту к валидатору – небольшому терминалу для оплаты. В муниципальном наземном транспорте работают кондукторы – принимают плату наличными, а у пассажиров с проездными картами с помощью специального устройства проверяют, был оплачен проезд или нет.
На муниципальных маршрутах остановки пассажирам объявляют на русском и английском языках, а также дублируют их названия бегущей строкой на световом табло в салоне. А вот водителей частных маршруток об остановках надо просить самому.
Также очень удобно пользоваться местным метро – нет пробок, работает с раннего утра до ночи, небольшой интервал движения составов. Но при этом у местных жителей еще свежи воспоминания о большой трагедии, случившейся в петербургском метрополитене в апреле нынешнего года, – теракте на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». В городе усилены меры антитеррористической безопасности, на входе в вестибюль каждой станции метро помимо рамок с металлодетекторами работает усиленная служба контроля – несколько сотрудников в форме. Пассажирам с объемными сумками или рюкзаками необходимо пройти дополнительный осмотр, особенно обращают внимание на молодых мужчин с ноутбуками и различной ручной кладью. Проезжая в троллейбусе мимо станции «Технологический институт», видела, как в память о жертвах теракта у входа в метро лежат живые цветы…
Еще очень удобно, что не только на каждой станции метро на платформах и на входе, но и на улицах Петербурга стоят стенды с картой той части города, в которой вы сейчас находитесь, – с наименованием улиц и прочих объектов на русском и английском языках.

Шиповник и песок

В Санкт-Петербурге много аллей, скверов, газонов, но при этом бросается в глаза, что дорожки в парках, как в придомовых, так и в известных, больших, представляющих историческую ценность, не заасфальтированы. Пешеходы гуляют по грунтовым парковым тротуарам, засыпанным крупным песком. Газон не всегда огорожен от пешеходных зон бордюрным камнем, максимум — установлена невысокая металлическая решетка. Причем есть как газоны, по которым нельзя ходить, – об этом оповещают соответствующие таблички, так и просторные зеленые лужайки, на которых с удовольствием располагается с книгами и гаджетами молодежь, гуляют родители с детьми.
На улицах немало цветов в вазонах, в подвесных лотках вдоль проезжей части, на клумбах, их сорта знакомы, привычны и нам – бархатцы, анютины глазки, петунии. В городе растет удивительно много сирени, но сорт не такой, как у нас в Приморье, а более древовидный, с мелкими цветами. В этом году в Питере долго не сдавались холода, потому сирень цвела поздно – в конце июня – начале июля. Еще в парках и на улицах обильно высаживают шиповник.
Хочется отметить, что в плане благоустройства, безусловно, многое зависит и от самих жителей. Например, довелось увидеть, как в обычном дворе пятиэтажки в спальном районе местные жители оборудовали для себя небольшой спортзал на свежем воздухе. Чтобы дождь не мочил тренажеры, сначала над ними натянули тент, а после своими силами установили прочный козырек из поликарбоната. Кстати, детские игровые площадки и городки тоже установлены далеко не у каждого дома, а чаще всего одна площадка на несколько многоэтажек.
Раньше не раз приходилось слышать отзывы тех, кто недоволен климатом Санкт-Петербурга, ругая его за влажность, бесконечные дожди и сильные ветра. Но на взгляд тех, кто прожил всю жизнь в Приморье, у нас бывает и хуже, а влажность у нас гораздо выше. Там летний зной переносится куда легче, а из девяти дней моего отпуска в Питере шесть были солнечными – это неплохо. В ясную погоду получаются замечательные снимки – словно с открытки или из книги про достопримечательности города Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Остальные три дня выдались дождливыми и ветреными, но зато их можно было потратить на посещение музеев и соборов, чьи красоты скрыты внутри зданий.
Морем и Финским заливом, к которому выходишь, гуляя по садам Петергофа, – нас, приморцев, живущих в двух шагах от океана, не удивишь, да и мелковат он слишком, а вот восторги от туристов, живущих далеко от большой воды, слышать доводилось.
Стоит сказать про еще одну природную особенность Питера — белые ночи. Вместо привычной нам темноты после полуночи устанавливаются легкие сумерки, позволяющие летом гулять хоть до рассвета. Это привлекает любителей долгих летних променадов вдоль каналов и набережных.
Среди тысяч голосов
Когда приезжаешь в Петербург из спокойной провинции, поначалу с непривычки отмечаешь, что тебя окружает даже ночью очень, очень много людей.
«Живые скульптуры» привлекают туристов и фотографовВ центре Санкт-Петербурга и в популярных исторических, культурных местах невероятное количество туристов, вокруг сотни людей разговаривают на разных языках. У памятников непросто сфотографироваться, рядом кружат индусы в чалме и сари, размахивают руками эмоциональные итальянцы, спешат арабы в белых одеяниях до пола со своими женщинами в черных накидках. И многочисленные китайцы с фотоаппаратами и селфи-палками. Кажется, что сюда на лето переехала небольшая провинция КНР. Куда бы ты ни пришел, обязательно встретишь китайских туристов.
Еще летом в разгар сезона в северную столицу приезжает немало абитуриентов с родителями во время вступительной кампании в вузах. Потому надо быть готовым к тому, что в ясную погоду летом будет не протолкнуться у фонтанов Петергофа, а в известные дворцы и соборы или в Эрмитаж придется выстоять не час и не два в очереди. При этом в глубине души зарождается гордость – в нашей стране есть такие уникальные коллекции произведений искусства, архитектурные, ландшафтные шедевры, что к ним едут со всех уголков земного шара.
Местные жители действительно весьма отзывчивы, готовы прийти на помощь, если не можешь сориентироваться на местности или отличить Исаакиевский собор от Казанского. Например, ко мне в метро обратился мужчина с просьбой подсказать выход к нужной улице. Услышав его фразу, к нам подошла дама со словами «Могу я Вам чем-то помочь?» В маршрутке довелось услышать, как водителя просили об остановке таким образом: «На следующей, будьте любезны!», причем без пафоса, совершенно естественно и привычно.

Про покупки

Если говорить о сфере торговли или общественного питания, на ум приходит фраза «много и разное». Невероятный ассортимент торговых точек, разнообразных услуг населению, оригинальных названий и удивительно оформленных витрин. Например, запомнилось название мясной лавки «Страшный сон вегана».
Десятки самобытных кафе, закусочных, кофеен, кондитерских, пекарен с утра до вечера принимают клиентов как в центре, так и в различных районах города, с десятками сортов кофе, чая, выпечки, даже с учетом гастрономических пристрастий клиента или его особенностей здоровья. Например, пирожные без глютена, кофе на соевом или кокосовом молоке. В булочных понравившийся вам батон хлеба могут бесплатно и быстро нарезать на ломтики в специальном устройстве.В музеях не только живопись и скульптуры, но и орудия пыток
В туристических, проходных местах стоят многочисленные лотки с сувенирами – от шапки-ушанки и расписных платков до посуды с изображением эрмитажных котов и питерских музыкантов. Собирают толпы зевак «живые скульптуры» — мимы, уличные художники и музыканты. У кафе и ресторанов раскинулись летние террасы и веранды, до ночи там сидят посетители, кутаются в пледы, греют руки о горячие чашки.
Что касается повседневных покупок, ради интереса стоит побывать в известных гипермаркетах, сетевых супермаркетах и гигантских универсамах вроде «Икеа», «Ашан», «Мега». Некоторые из них или аналогичные появляются уже и у нас в Приморье, где в одном здании расположены бутики, салоны, кафе, кинотеатр.
Запомнился в одном из таких ТЦ второй этаж, «посвященный» детям – десятки квадратных метров занимают только магазины с детской одеждой, обувью, питанием, игрушками, развлекательные и развивающие центры, детские кафетерии и парикмахерские.
Цены на самые ходовые продукты или бытовую химию в Петербурге в среднем такие же, как у нас, или немного ниже. Безусловно, больше и ассортимент одежды, дамских штучек – на любой вкус и кошелек. Но набирать и везти в Приморье какое-нибудь мыло, колготки или бытовую технику в наши дни смысла нет, у нас в крае теперь тоже много всего. Даже в Партизанске сегодня есть немало наименований продуктов питания, моющих и чистящих средств, а уж китайский ширпотреб и вовсе проще купить у нас или заказать через интернет. Задача удивить земляков и «привезти то, чего у нас нет» — не самая простая, если это не сувениры с питерской символикой.

Куда без недостатков

Санкт-Петербург – город изумительный, романтический, европейский, с богатой историей и культурой, даже в чем-то культовый. О переезде на ПМЖ в Питер грезят поколения наших сограждан, а немалая часть приморцев предпочитает мигрировать именно туда, в город на Неве.
Несомненно, восхищаясь далеким известным городом, рано или поздно задаешься вопросом – хотелось бы тебе здесь жить или нет. Все время отпуска меня не покидала одна мысль… Где же у нас в стране жить хорошо?
Вот есть у нас так называемые «диванные критики», любители, не стесняясь в выражениях, ругать Партизанск и Приморье в интернете, да и вслух, кивая на Запад и мегаполисы, что, мол, вот там-то точно все для народа, изумительно, легко и без проблем. А вот и нет.
Даже в культурной столице России, прогрессивном, динамичном, современном и очень интеллигентном городе, как и везде в нашей стране, можно усмотреть недостатки. Те нюансы, за которые у нас с пеной у рта ругают Приморье и город Партизанск, без особого труда замечаешь и в многомиллионной «северной Пальмире» уже в первые двое суток, даже особенно не стараясь усмотреть негатив.
Есть здесь и ямы на межквартальных проездах, и на придомовых территориях в спальных районах, и большие лужи на остановках общественного транспорта. Тротуары с щербатой брусчаткой, бродячие собаки, облезлые фасады зданий встречаются не только на окраинах, но и на Лиговском проспекте, и в самом центре на Университетской набережной.
Выезжаешь за пределы Санкт-Петербурга, в ближайший пригород, когда едешь в тот же величественный парковый комплекс Петергофа с дворцами и фонтанами, – и вот вам частный сектор, старенькие домики с огородами, малоэтажная застройка, чем-то напоминающая Находку. Довелось увидеть на окраинах и полынь в человеческий рост…
Встречались в самом центре Петербурга поваленные дорожные знаки и переполненные мусором урны, мимо которых шагали толпы туристов всех национальностей. По вечерам от многочисленных кафе и магазинов к проезжей части выкатывают мусорные баки, и они стоят там до тех пор, пока за ними не приедет специальная машина. Естественно, эстетики ночному городу эти контейнеры не добавляют, особенно когда они стоят в двух шагах от ночных баров с уличными террасами, на которых веселится молодежь. Стоит вечером сделать шаг с центрального проспекта – и вот неосвещенные дворы, проезды, подворотни, улицы.
И ДТП есть, и нарушители правил парковки, чьи машины активно увозят эвакуаторы, и этих самых мест для парковки не хватает, а на Невском проспекте в конце июня все еще висит новогодняя гирлянда в виде упряжки оленей над проезжей частью. Кто-то заехал на джипе в Неву недалеко от Кунсткамеры и привлекает этим зевак… И неопрятный попутчик, благоухающий всем спектром неприятных запахов, тоже может встретиться в трамвае. В центре к прохожим пристают зазывалы, приглашающие прокатиться на катерах по каналам и мостам Петербурга.
Вот не очень интеллигентного вида компания распивает пиво на лавочках в сквере посреди белого дня на глазах многочисленных прохожих. Или спит маргинал на лавочке автобусного павильона в двух шагах от станции метро или какого-нибудь памятника с большой историей. В супермаркете пожилая женщина скандалит из-за того, что среди персонала ей встретились азиаты, а не лица славянской наружности. Выпивший мужчина пытается без оплаты посетить платный уличный туалет, громко кричит на всю улицу и, на чем свет стоит, ругает кассира.
Кстати, там, в государственных медицинских учреждениях, тоже проходит оптимизация, есть недовольные этими процессами, есть и свои проблемы с кадрами и уровнем зарплаты.
Буквально в двух шагах от известного на всю страну театра располагается заведение с девицами, не обремененными этическими нормами, а сами юные леди с низкой социальной ответственностью поздним вечером крутятся в витрине перед прохожими.
К слову, приезжим бросается в глаза обилие рекламы услуг жриц ночи – бумажками с именами и номерами телефонов заклеены полезные стенды — с социальной рекламой или картами города. Довелось своими глазами увидеть, как поздним вечером на тротуар вышли два молодых человека в капюшонах. Один через трафарет стал наносить на асфальт краской из баллончика имя и номер телефона «ночной бабочки», второй в это время высматривал, не покажутся ли сотрудники правопорядка. И подобных разноцветных надписей на тротуарах с женскими именами или такими формулировками как «досуг», «отдых» — очень много в спальных районах.
Но будет справедливым заметить, что все описанное выше — это негативные моменты не исключительно Петербурга, нет. Подобные ситуации встречались мне и в Москве, и в Новосибирске, и в Хабаровске с Владивостоком. Так что критики забывают: это не исключительно конкретный город или край такой хороший или плохой. В каждом населенном пункте и регионе найдется что-то, вызывающее как восхищение, так и недовольство населения. Значит, есть еще общие для жителей разных уголков проблемы, есть еще, над чем всем вместе работать, чтобы наша жизнь и страна стали лучше.
Ну, а Санкт-Петербург – это, несомненно, тот город, в котором стоит побывать хотя бы раз в жизни и увидеть своими глазами все то, что восхищало поколения иностранцев и наших соотечественников.
И кстати, на рейсе Владивосток-Москва в бортовое меню входит выпечка из Партизанска – пассажиры хвалили и булочки, и пирожные, так что есть у нашего города и такой положительный нюанс.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.