Что за “зверь” — непарный шелкопряд?

30.07.2014

Ночных бабочек — грязно-белого цвета покрупнее и коричнево-бурых раза в два мельче — уже несколько дней жители Партизанска видят как в центре, так и на окраинах города. Эти “гости” в массовом количестве уже залетали к нам в середине 90-х, да еще и в 2008 году. Имя этому вредителю — непарный шелкопряд.

В этом году его нашествие в Партизанский городской округ началось с северных территорий. Еще весной специалисты Центра защиты леса побывали в федеральных лесах, прилегающих к лесам муниципальным, рядом с селами Авангард и Углекаменск. Вместе с лесничим Сергеевского лесничества Галиной Тявиной оценили ситуацию по распространению непарного шелкопряда как достаточно мало угрожающую лесам, находящимся в федеральной собственности, и опасную, но не критическую для муниципальных лесов.

В конце мая и июне жители села Авангард увидели, на что способен размножившийся вредитель. Вышедшие в апреле из прошлогодних кладок шелкопряда мелкие гусеницы с хорошим аппетитом кушали листья дуба, объедая их в некоторых местах до жилок, а расправившись с дубами, перебирались на березы. Гусеницы росли и толстели, а пройдя полный цикл развития, окуклились. Из куколок вышли бабочки непарного шелкопряда. Каждая самка способна сделать две кладки, а это до 1200 новых прожорливых гусениц. Правда, выведутся они только будущей весной после зимовки.

Реально ли угрожает шелкопряд лесам, прилегающим к нашему городу и окрестным селам? И не постигнет ли печальная участь полностью оголившихся среди лета дубов плодовые деревья в наших садах?
Ситуацию с массовым размножением опасного вредителя лесов комментируют специалисты.

Вредитель идет за лесными пожарами

Лесничий участка Сергеевского лесничества в Авангарде и Углекаменске Галина ТЯВИНА говорит:
— Шелкопряд обычно массово разводится после сильных лесных пожаров, в массивах, где имеются пострадавшие и ослабленные деревья. Только на моем участке весной горели 400 га леса, а вокруг сел Авангард и Углекаменск, где леса муниципальные, все сопки весной были в огне. Потому не удивительно, что вредоносность непарного шелкопряда здесь большая.

Розовый непарный шелкопряд похож на обычного, у которого бабочки белые и коричневые,- он тоже опасный вредитель. Бабочки охотно делают кладки на березе, но не белой, а желтой и черной. У этих видов кора не прилегает так плотно к стволу, как у белой, края ее торчат, и в такие “укромные места” бабочки откладывают яйца. Перезимовав, из них выйдут гусеницы и, начав питаться, объедят не только березу, на которой зимовали, но и деревья по соседству. Потому мы в своих лесах разрешаем спил как желтой, так и черной березы на дрова населению.

Ситуация сложная, но не критическая

Заместитель директора филиала ФБУ “Рослесозащита” “Центр защиты леса Приморского края” Андрей ВАСИЛЕГА не склонен пока излишне драматизировать ситуацию:
— Мы ежегодно работаем в Сергеевском лесничестве — в лесах государственного лесного фонда, прилегающих к муниципальным лесам Партизанского городского округа. Наблюдение за шелкопрядом проводится по трем фазам — по гусеницам, яйцекладкам и имаго то есть взрослым насекомым. В мае-июне наши специалисты выезжали в Дальнегорск и в Партизанск, оценивали там ситуацию с распространением непарного шелкопряда по фазе гусеницы. В Дальнегорске отдельно стоящие деревья, находящиеся в зоне уличного освещения, гусеницы шелкопряда объедали полностью. Это объясняется тем, что во время лета насекомые обычно летят на свет. По этой причине оказываются буквально облепленными бабочками столбы уличного освещения, стены зданий, где ночью включается освещение. На деревьях бабочки оставляют кладки яиц с обратной стороны листовых пластинок. И когда весной из них массово выходят гусеницы, площади питания им не хватает. Потому такие деревья оказываются объеденными догола. Но это не означает, что в лесных насаждениях такая же напряженная ситуация. В основном шелкопряд повреждает дубовые насаждения, подрост дуба, но в рацион вредителя также входят многие лиственные породы деревьев.

В настоящее время группой наших специалистов проводится учет по фазе имаго, в том числе и на территории вашего городского округа. Есть такой метод оценки численности непарного шелкопряда — феромонный мониторинг. Устраиваются ловушки для самцов с привлекающим их феромоном самок, один или два раза в неделю они проверяются, и подсчитывается количество прилетевших самцов. Лет бабочек закончится к концу августа. А окончательно прояснится насколько критической является ситуация по непарному шелкопряду в конце сентября — начале октября. Тогда группа наших специалистов обследует территории на наличие яйцекладок непарного шелкопряда. Выяснят, сколько в среднем в одной кладке яиц, сколько из них жизнеспособных, сколько зараженных. По результатам этого обследования можно будет делать выводы и прогнозировать ситуацию на май-июнь будущего года. В соответствии с этим прогнозом будут даны рекомендации Департаменту лесного хозяйства Приморского края о необходимых мерах борьбы.
Конечно, авиаобработка инсектицидами на территориях, где проживает население, неприемлема. Предпочтительнее ручное опрыскивание, так как в городской черте имеются водоемы, есть водоохранная зона. Обработать сады и приусадебные участки можно любым инсектицидом. Конечно, безопаснее применять биопрепараты с наименьшим классом опасности.

Но в целом ситуация с непарным шелкопрядом пока не оценивается как критическая.
В прошлом году в соседней с Партизанском Находке уже отмечалось большое количество бабочек непарного шелкопряда, но, как видим, большого вреда прилегающим лесным насаждениям вредитель не нанес. Но меры предосторожности не помешают. По данным Россельхознадзора в этом году всем портам Приморья предписано до 25 августа прекратить погрузочно-разгрузочные работы в темное время суток.

Тревогу надо бить вовремя

Александр РЕЗЧИКОВ, заместитель начальника отдела карантина растений и качества зерна Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области:
— В этом году большое количество непарного шелкопряда наблюдается сразу в нескольких районах Приморья — в Дальнегорском, Ольгинском, Тернейском и Лазовском районах, в Находкинском городском округе, но критической ситуация не является. Ранее по результатам обследования на эти территории наложен карантин по непарному шелкопряду. По Партизанску и Партизанскому городскому округу у нас конкретной информации пока нет. В случае обращения к нам администрации, будет проведено карантинное фитосанитарное обследование, по результатам которого пользователям подкарантинных объектов (зданий, сооружений и т.д.) и администрации городского округа будут даны предписания по организации мероприятий направленных на локализацию и ликвидацию очагов этого вредителя.

Не желательно, чтобы получилось так, как в Тернейском и Ольгинском районах. Оттуда прошлым летом к нам не поступила информация о массовом лете бабочек непарного шелкопряда, а тревогу начали бить лишь весной этого года, когда гусеницы поползли и начали уничтожать не только лесные насаждения, но и плодовые деревья в садах частников.

Была вспышка в позапрошлом году и в Находке. Все такие факты мы фиксируем.
Может создаться впечатление о катастрофическом размножении непарного шелкопряда, бабочки которого летят на свет в ночное время. Они через две недели погибнут, а наибольшую опасность представляют для древесных пород их яйцекладки, из которых весной будущего года выведутся гусеницы, способные уничтожить листовой покров на дереве полностью. Чтобы это не произошло, нужно зачищать от яйцекладок поверхности, на которых бабочка их отложила, и сжигать яйцекладки вредителя в этом году.

Природа сама справится?

Специалисты, работающие в лесном хозяйстве, надеются, что вредоносность непарного шелкопряда помогут снизить их природные враги — энтомофаги.

Как активно они поработают, будет ясно ближе к осени. То, что некоторые дубы под Углекаменском и поселком Преображение оказались нынешним летом объеденными на 80-90%, на урожае желудей, по их мнению, сказаться не должно. Соответственно, и опасения охотников насчет уменьшения численности кабанов вряд ли стоит принимать в расчет. Ну, а будет кабан — будет с кормовой базой тигр, главный хищник наших лесов.

Почки на дубах при объедании листьев шелкопряд не повреждает, они должны весной распуститься, но как поврежденные деревья перенесут зиму — пока вопрос открытый.
Лет бабочки шелкопряда продолжается. Специалисты группы из Центра защиты леса Приморского края регулярно подсчитывают содержимое феромоновых ловушек. Розовый шелкопряд, самки которого отличаются жемчужно-розовыми брюшками, по их словам, попадается намного реже — на 300-500 особей всего несколько штук.

Что касается возможной борьбы с гусеницами непарного шелкопряда будущей весной в муниципальных лесах, компетентные специалисты, не один год отработавшие в лесном хозяйстве, считают расходы на закупку биопрепаратов в Новосибирске и на авиаобработки наших лесов вертолетами совершенно неподъемными для муниципальных бюджетов.

Остается надеяться только на то, что природа сама урегулирует эту проблему, и численность шелкопряда сократится естественным путем. А часть бабочек, еще не сделавших кладку, станет пропитанием шустрым воробьям.

Тамара ГОЛОВАНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.