Владимир ПРОХОРОВ: “С юности мечтал о Сучанской долине”

15.07.2016

Часто дети идут по стопам своих родителей и занятие себе выбирают сходное. Бывают исключения, когда вопреки всем предположениям они находят свою собственную дорогу и идут по ней до конца путями новыми и нехожеными.

Агроном с берегов Татарского пролива

Я был старшим ребенком в семье военнослужащего в поселке Тельма Советско-Гаванского района Хабаровского края.
Отец, главстаршина Василий Михайлович, командовал подразделением по жизнеобеспечению военно-морского клинического госпиталя Тихоокеанского флота, который в начале войны с фашистской Германией перевели сюда из Владивостока подальше от границ с Манчжурией, оккупированной милитаристской Японией.
Мама, Елена Ивановна, служила санитаркой в том же госпитале. На берегу Татарского пролива прошло детство и школьные годы, мои и моих четырех братьев. Несмотря на то, что вокруг были в основном моряки, рыбаки, врачи и военные, я мечтал связать свою жизнь с сельским хозяйством. Просто мне так хотелось узнать, как же на ниве растет-колосится рожь и пшеница, узнать, как хлеб рождается!
Окончив школу в 1958 году, мы с товарищем решили идти в Уссурийский сельскохозяйственный институт, поступать на агрономический факультет. В Уссурийск годом ранее со всем штатом и оборудованием переехал “столичный” Ярославский сельскохозяйственный институт. Так что имейте в виду, мы — первый дальневосточный выпуск этого вуза.

Выбор на всю жизнь

Мне очень нравилась моя будущая профессия и теория, и агрономическая практика на грядах учебного хозяйства. Первое время пришлось пожить на съемной квартире. Потом переселились в общежитие, которое построили с опозданием в  два года. Деканом агрофака у нас была Русакова, а ректором — легендарный основатель системы аграрного образования в Приморском крае — Константин Андреевич Мясников.
“Андреича” студенты уважали и любили. Мы даже пели песню под гитару, где были строки “Нас Мясников в учхоз работать послал…”
Получив диплом агронома, я по направлению отправился в Спасский район в Сантахезский рисоводческий совхоз, который позже был переименован в “Новосельский”. Работать начинал на опытной рисоводческой станции. Мне на рисе очень нравилось. Имея уже опыт суходольного земледелия, получить дополнительно практические знания по работе с заливными культурами было очень интересно. Необычным было даже то, что выращивание риса включало в себя приемы обоих типов земледелия. Пахали, сеяли и убирали урожай мы по сухому грунту, а растили, наоборот, на заболоченной территории. А еще на заливных землях был интересен механизм прополки культур химическими средствами, когда гербициды выборочно уничтожали растения на поле. Работали мы от зари и до зари, а в сельском хозяйстве по-другому, как-то и не принято.
Однажды, еще учась в институте, я встретил девушку — Тамару Ашнину. Студентка зоотехнического отделения была из семьи потомственных хлеборобов. Мы словно были созданы друг для друга. Понимали с полуслова, бережно строили семейные отношения и всесильно отдавали себя работе.
Тамара училась на курс младше меня. В 1964 году она попросила распределение в мой совхоз, в июле того же года сыграли мы шумную свадьбу. Чтоб работать вместе со своей супругой, я перешел с рисоводческого участка на суходельный, где стал заниматься выращиванием овощных и зерновых культур. Основные площади были заняты сахарной свеклой, которая до прихода кубинского сахара была основным сырьем для Уссурийского сахарного завода.

Сучанская долина — мечта агронома

С первого курса сельхоза я много слышал о Сучанской долине. О том, что местные пейзажи на фоне пирамидальных тополей очень похожи на сочинские. На огороженной от северных ветров горными хребтами земле растет все, вплоть до экзотических персиков, айвы и южных сортов винограда. Очень хотелось побывать там.
В 1967 году я узнал, что краевое управление сельского хозяйства ищет агронома в “Сучанский совхоз”, который позже был переименован в “Совхоз Казанский”. Ни минуты не раздумывая, дал согласие, да и супруга была не против.
Посевная в совхозе “Казанский”. 1980-е годыХозяйство мне с первого взгляда очень понравилось. Совхоз имел четыре отделения — Казанка, Мельники, Бровничи, Хмельницкое. Здесь — в животноводстве, овощеводстве, птицеводстве, свиноводстве, пчеловодстве трудились более 500 работников.
Земли совхоза граничили с фермами подсобных хозяйств предприятий. В пору прополки и уборки урожая рабочих становилось на порядок больше за счет школьников, студентов, солдат и работников предприятий и организаций Сучана и других городов Приморского края.
Начинал я в Сучанском совхозе бригадиром полеводческой бригады.
Земля в долине родила очень хорошо, и не было культуры, которая бы не давала обильные урожаи. Красивая природа, близость моря, теплый климат и, наконец, земля-кормилица — все, о чем мог только мечтать молодой агроном.
Директор совхоза Петр Иванович Даниленко, главный зоотехник Николай Лукич Губский и главный экономист Лидия Петровна Иванина, главный ветврач Александра Петровна Полуэктова, грамотные и душевные люди, которые охотно делились со мной профессиональными навыками и опытом организаторской работы, они и направили меня как молодого коммуниста на шестимесячные курсы директоров совхозов.
После окончания курсов в 1969 году я принял руководство совхозом “Горный”, который располагался в селе Несвоевка. Небольшое хозяйство занималось выращиванием саженцев плодовых культур и входило в структуру краевого треста “Плодопром”. Совхоз снабжал саженцами грушь, яблонь, абрикоса и других культур. Это очень трудоемкий процесс, который занимает минимум два-три года.
Помимо саженцев хозяйство разводило для собственных нужд фруктовые сады. Остатки этих садов существуют и сегодня, и местные жители даже умудряются собрать некоторое количество абрикосов и груш. Совхоз существовал до начала 90-х, а потом “погиб” в перестроечной круговерти.
В 1976 году вернулся в Казанский совхоз, где работал на должностях старшего агронома, управляющего отделением и главного агронома.

Советы и депутаты

В 1985 году меня назначили председателем исполкома Казанского сельского совета. В 1990 был избран депутатом городского Совета народных депутатов, которую совмещал с прежней. Занимался вопросами землеустройства. Уже тогда я настаивал на том, что все земли на территории Партизанска должны быть учтены и очерчены точно в своих границах для того, чтобы все угодья приносили реальный доход в казну города. Этот вопрос более или менее был решен только в настоящее время. Для того времени такие вопросы были неактуальными и меня не услышали. В депутатах мне пришлось поработать всего год, а после последовал развал СССР, КПСС и как следствие — промышленности и сельского хозяйства.
Не отчаялся, пошел работать на шахту “Авангард”, где под началом Владимира Ивановича Гетуна руководил подсобным хозяйством, которое в тяжелую пору продовольственного дефицита снабжало рабочих продуктами за счет животноводческой фермы и сельхозугодий подсобного хозяйства шахты. Позже занимался агрокоммерцией, работал агрономом на подсобном хозяйстве мясокомбината в селе Серебряном.
Выйдя на пенсию, работал сторожем и истопником в сельском клубе, рабочим в школе.
В 2010 году по настоянию супруги ушел на заслуженный отдых. Ушел, чтобы через два года заняться общественной работой. Провел перепись и учет всех ветеранов, по мере сил организовывал ремонт и реконструкцию памятников, помогал оформлять документы для оказания государственных мер социальной поддержки нуждающимся пенсионерам и инвалидам.
В настоящее время передал свои полномочия в Совете ветеранов села представителю следующего поколения ветеранов Казанки — Лидии Петровне Ивашиной. Но сам из Совета не ушел.
В настоящее время члены нашего Совета занимаются вопросами сбора средств на реконструкцию памятника на братской могиле красным партизанам, погибшим в бою у села Казанка. В прошлом, благодаря активной позиции нашего Совета, была спасена от закрытия наша сельская школа.
Ветеранская организация работает как часы. Налажена работа со школой, другими общественными организациями села, нашими общими стараниями они объединены в единый совет села Казанка, который уполномочен решать все вопросы, касающиеся жизни селян. Неравнодушен я и к делам всего округа, поэтому не оставляю свое членство в городском Совете ветеранов.

Солнечная долина все так же хороша

Все, что у меня дорогого в жизни есть, произошло здесь, на Сучанской земле. Здесь я нашел себя в профессии, воспитал вместе с супругой трех сыновей, дождался 11 внуков и двух правнуков. В этом году мы с моим младшим правнуком Захаром отметим юбилеи. Я — 75, а Захар — годик! Полвека мы прожили с моей Тамарой Васильевной, жаль только разлучила до срока нас судьба. Тяжело, когда уходит человек, с которым прожил всю жизнь, но близкие поддерживают, держусь.
Содержу дом и сад в образцовом порядке. Я ведь все здесь сделал своими руками. А Сучанская долина все так же хороша. На моем приусадебном участке растет очень много культур, которые в другом месте края, наверное, никогда не дали бы таких больших урожаев.
Мира и добра вам, жители Солнечной долины, с юбилеем тебя, Партизанск! Очень хочу, чтобы людям на этой земле жилось вольготно и счастливо, а земля не пустовала и давала богатые урожаи!

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.