Что значит — быть мамой

06.03.2019

Большая, дружная семья: много мам и много детейВ Международный женский день, как правило, первые, искренние слова поздравлений звучат для самого близкого и дорогого человека – для мамы.

Среди них есть те, для кого заботиться не только о своих малышах, заменяя маму многочисленным детям, – это больше, чем работа и профессия, это призвание, веление души.
С Центром содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наша газета сотрудничает давно, журналисты бывают здесь на мероприятиях, пишут о воспитанниках, готовых к устройству в семью. Насколько детям с непростой судьбой не хватает самого родного человека, матери, видно сразу, отчетливо. Особенно тем взрослым, кто сам уже окунулся в родительские хлопоты.
Самые маленькие, доверчивые и бесхитростные дошколята, каждую женщину спешат назвать мамой, наперебой тянут ручки, хотят обнять, забраться на коленки. Те, кто постарше, поначалу сдерживаются, а потом постепенно все равно норовят присесть поближе, чтобы их обязательно обняли, погладили по голове, прижали к себе и сказали по секрету на ушко что-то доброе, теплое, хорошее, что знает только мама.
Больше всего времени с ребятами, у которых так непросто все сложилось в их маленькой жизни, проводят воспитатели – с 9 утра до 21 часа вечера, а по ночам с детьми остаются нянечки. Они и спать уложат, и сказку перед сном малышам почитают, приболевшему ребенку температуру измерят, утром на уроки проводят. Конечно, каждой из этих женщин есть, что рассказать о себе и своих подопечных, и назвать хочется имена каждой из них, но всего в одну газетную зарисовку не уместить. На этот раз мы накануне 8 Марта расспросили шестерых воспитателей, что для них значит быть мамой не только для своих родных, кровных детей.
Людмила Полунова в коллективе более двадцати лет. Воспитатель по образованию, она начинала работать в детском саду на ЦОФе. Было время, когда в группы распределяли малышей, оставшихся без мамы и папы. А потом Людмила Петровна решила перевестись в детский дом. За это время выросла своя дочь, родились двое внуков.
Порой дети педагогов ревнуют своих матерей к их профессии, обижаются, что мама много внимания уделяет чужим мальчишкам и девчонкам. Как рассказывает Людмила Петровна, на внуков у нее сейчас времени больше, чем было когда-то с дочерью. Но та все равно не ревновала, напротив, интересовалась судьбой маминых подопечных, а те нередко гостили дома у своей второй мамы, их знала вся семья.
И после, уже уйдя в самостоятельную жизнь, они не забывают воспитателя, который был рядом с ними, звонят, общаются. Со взрослыми ребята из детского дома любят просто проговорить о жизни, на живых примерах обсудить, что такое хорошо и что такое плохо.
— Конечно, очень разные здесь могут быть ребята, — говорит педагог. – Но они все равно остаются детьми.
Был случай, когда Людмила Петровна на остановке встретила своих бывших воспитанников, которым было уже под 30 лет. Парни курили, но завидев педагога, сразу выбросили сигареты, а потом сами удивились – уже взрослые, а неудобно им стало перед воспитателем.
Ко дню нашей встречи в группу Евгении Шатиловой пришла ветрянка, и воспитатель внимательно, одну за другой, рассматривала заболевших девочек, нанося зеленкой новые и новые точки. Череда ежедневных хлопот хорошо знакома каждой маме, особенно многодетной. Скоро в начальной школе занятия закончатся, и вернутся все остальные дети, кто не на карантине. Надо с ними уроки сделать, дневники проверить, с учителями созвониться, и, конечно, проследить, чтобы в группе царили чистота и порядок. Вместе к праздничным гуляниям в Лозовом смастерили большую масленичную куклу-чучело, она здесь, в группе, пока красуется.
За нашей беседой Евгения Оттовна организовывает ребят: кого-то за уроки посадить, в это время с другими вкусного к чаю сделать. Здесь ребята любят готовить, сами просят научить их чему-то новому, в кулинарных конкурсах участвуют.
Перемолото в крошку печенье, стало мягким сливочное масло, открыта сгущенка – юные хозяюшки делают рулет без выпечки. Все в поварских колпаках и фартуках – их ребятам сшила Евгения Оттовна, как и нарядные шторы в группу. В сфере образования она всю жизнь, раньше в училище обучала будущих швей, вела в школе уроки труда, была социальным педагогом. Все свои знания и навыки теперь передает воспитанникам Центра, где работает около семи лет. Подрастает внучка, двое сыновей совсем взрослые, оба военнослужащие. Порой один из сыновей помогает маме с ее воспитанниками, чинит велосипеды ребятне.
В группе Татьяны Гуманицкой ребята постарше, подростки, а значит и подход к ним уже другой. Ведь здесь и переходный возраст, и бурлящие гормоны, и первая любовь с переживаниями и записками, а девочки учатся дружить с косметикой и по-взрослому одеваться, спрашивают совета, делятся своими девичьими секретами. Было дело, двое юношей влюбились в одну барышню из Центра. Чтобы все мирно обошлось, с каждым надо поговорить по душам. Внутренний мир растущего мальчика Татьяне Викторовне хорошо знаком – у самой взрослый сын. Вообще она с самого детства хотела стать учителем начальных классов, не раз перечитывала «Педагогическую поэму» Макаренко. Но выучилась на воспитателя и с 18 лет работала в детском саду, а потом пришла в детский дом и почувствовала, что именно эта работе ей ближе и по душе. Вместе со своими подопечными они смотрят и обсуждают кино. Из последнего, что особенно увлекло, советский фильм «Республика ШКИД», а еще про космос и про Сталинград.
Воспитатели Наталья Фрайс и Светлана Эм в коллективе не дольше двух-трех лет, их родные дети уже стали взрослыми. В группах этих педагогов только парни-подростки, вплоть до 18 лет, а это свой особый настрой и климат, который уже не детский, но еще не мужской.
Наталья Владимировна, пришедшая сюда из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, особый упор в работе с парнями делает на профориентацию, проводит мастер-классы, учит готовить еду, и некоторые даже рецепты записывают. Светлана Александровна рассказывает парням, как распределять семейный бюджет и распоряжаться своими деньгами, некоторых приходится с нуля учить следить за собой – постель заправлять, одежду складывать.
— С мальчишками, конечно, попроще! – хором, не сговариваясь, отвечают педагоги на вопрос, с какими подростками им легче работать.
Юношам вот-вот уходить в профессию, в армию, взрослую жизнь, и будущие мужчины тянутся к тем, кто мог бы им хотя бы в чем-то заменить отца, – ходят «хвостом» за трудовиком, учителем физкультуры, сторожем. Уроки уроками, а надо научиться и молоток с гвоздями в руках держать.
Еще один воспитатель, Оксана Мороз, здесь недавно, с прошлого года, но уже освоилась и прошла так называемую проверку на прочность у подростков, которые зачастую «испытывают» новых, еще не знакомых им взрослых людей. Со своими подопечными-девочками, которым примерно от девяти до пятнадцати лет, Оксана Юрьевна уже познакомила свою маленькую дочку.
Руководитель учреждения Надежда Гусева уверена, что все шестьдесят сотрудников, включая бухгалтеров, поваров, медиков, день за днем участвуют в судьбе каждого ребенка: словом, поддержкой, вниманием. Всему своему коллективу накануне 8 Марта директор Центра подготовила теплые слова поздравлений и благодарности, ведь вместе многочисленные мамы учат своих постоянно сменяющихся воспитанников многому. Как дополняет специалист Центра Евгения Бугаева, в адаптации воспитанников к самостоятельной жизни в обществе помогают различные благотворительные фонды, и выход в самостоятельную, взрослую жизнь получается мягким, плавным. Когда ребятам исполняется 18 лет, они сразу не уходят отсюда, закон позволяет им оставаться в учреждении до 23 лет. Основная часть детей доучивается, получает профессию, парни идут служить в армию, приезжают на каникулы сюда, в Лозовый, общаются в интернете.
Пока мы беседовали с воспитателями, мальчишки из группы Людмилы Петровны прибежали с улицы и подарили каждому из своих наставников веточки вербы — трогательные весенние букеты к 8 Марта для тех, кто каждый день отдает детям свое тепло и заботу.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.