Футбол длиною в жизнь

18.07.2014

Памяти талантливого футболиста и тренера

Бывало, зайдешь на стадион “Шахтер” и увидишь его в окружении мальчишек. Тренер ДЮСШ “Сучан” Геннадий Цитцер спокойно наблюдает за своими воспитанниками, лишь изредка делает замечания, дает советы. И не верится, что его, влюбившегося в футбол таким же мальчишкой, на стадионе больше не встретить…

Скоро два месяца исполнится с того дня, когда друзья, коллеги, бывшие соперники из других городов и воспитанники простились с Геннадием Цитцером, ушедшим из жизни неожиданно рано.
Он съездил со своими мальчишками на соревнования, а когда те пришли на очередную тренировку, им сказали, что тренировка отменяется, потому что их тренера больше нет.

Для многих он был не только наставником в спорте. Да, на стадионе видел каждого с его плюсами и минусами, знал потолок возможностей, замечал и талантливых ребят, способных достичь больших спортивных высот, но заниматься был готов со всеми. Говорил: “Лучше пусть на стадионе мяч гоняют, чем без дела слоняться по улицам. Может, не станут большими футболистами, зато вырастут нормальными людьми”.
И даже спортивную форму выросших из нее сыновей приносил из дома, раздавал на тренировках тем, кому подходила.

И сам прикипел к футболу, с четвертого класса гонял мяч во дворе дома. Герольд Якимцев, игравший в гремевшем на все Приморье “Сучане”, собирал в 60-е годы способных пареньков — резерв для взрослой сборной. Среди них оказался и худенький Гена Цитцер, росший в семье без отца. На старой фотографии: мальчишки-подростки, воспитанники Якимцева рядом со своим тренером на фоне железнодорожного вокзала. Зимняя одежка неважная, но все довольны — съездили на соревнования в другой город.

“Такие люди — редкость”

Дочь Николая Моисеенко, первого в послевоенные годы капитана футбольной сборной Сучана и вдова Геннадия Цитцера рассказывает:
— Семья мужа перебралась в Приморье в 1957 году из Ульяновской области. Приехали к родне — в селе Перетино, председателем колхоза был дед Геннадия. Сначала жили на улице Заводской, где раньше была седьмая школа, а потом типография. Мать работала фельдшером. Потом семье дали шикарную по тем временам квартиру на улице Ленинской. Геннадий с детства с азартом играл в футбол в дворовых командах.

Конечно, он знал и уважал моего отца, как сильного футболиста и капитана “Сучана”, не пропускал ни одного матча на стадионе “Шахтер”, но мы познакомились случайно — я приходила к подруге, жившей рядом с его домом. Поначалу он не произвел на меня впечатления: невысокого роста, худенький. Но потом поняла, что он очень честный, порядочный человек. Удивляли его феноменальная память, эрудиция. Такие люди, как Гена, — большая редкость. 14 декабря этого года исполнилось бы 40 лет нашей совместной жизни… После того как поженились, в каждой из квартир, где жили, у нас родилось по сыну. И все они переняли у отца тягу к здоровому образу жизни и любовь к футболу. Старшие — Саша и Сережа тренировались у Рудольфа Кисселя, а Колю отец сам тренировал. Саша во время учебы играл за сборную университета, Сергей играл за университетскую команду “Форпост”, за “Локомотив”, за “Портовик” и артемовский “Авиатор”… Знаю, Геннадий был горд за наших мальчишек.

Тренер воспитал тренера

Татьяна Цитцер продолжает рассказ:
— Мы в этом году прогулялись по всем полям, где Гена в юности играл в футбол, где встречались с другими дворовыми командами — и возле старого рынка, и на бывшей шестой шахте. Играли в Лозовом и на стадионе “Локомотив”.

Так получилось, что Геру Якимцева учил мой отец. Он из старшего поколения сучанских футболистов, играл с Анатолием Сапегиным и Михаилом Аношиным. А Якимцев тренировал моего будущего мужа. С Герой играл и Анатолий Мирошников, ну, а в команде с Геннадием играли Валера Самусенко, Александр Ерзиков, с которым он дружил. Новохатний и Сафронов моложе, они пришли в команду позже.

А юношеская команда, которую создал Якимцев, объехала весь край и весь Дальний Восток, соперники ее уважали. Геннадий говорил, что Якимцев был тренером жестким, но справедливым. Пацанов, оставшихся без отцов, он вытаскивал из оврагов и в переносном, и в прямом смысле.

Умение одного из лучших его учеников не только ловко владеть мячом на поле, но и читать игру, предвидя действия команды-соперника, привлекли к нему в 70-е годы внимание тренеров владивостокского “Луча”. Однако мама Геннадия решила, что первым делом он должен приобрести настоящую мужскую профессию. И хотя ему на выбор предлагали зачисление в любой из техникумов Владивостока, настояла, чтобы сын поступил в Горный техникум. Окончил, отслужил в армии, стал работать на 21-й шахте и продолжал играть в футбол.

Главный энергетик шахты Адольф Зейц был сильным спортсменом, играл в баскетбол и волейбол. И он постоянно уговаривал Гену идти дальше по спортивной линии, учиться в спортивном вузе. Сам Зейц уехал позже в Германию, писал, что все у него хорошо. А Геннадий остался здесь, играл за сборную города по 1980-й год, пока не получил серьезную травму. После нее на поле больше не вышел, занялся тренерской работой. Не знаю, как он умудрялся объяснить мальчишкам, как надо играть, если из-за травмы не все мог показать.
И он учил их не только играть в футбол, но старался прививать дисциплину по примеру своего тренера. Однажды, когда возил мальчишек на соревнования в Спасск-Дальний, комендант общежития удивлялся, говорил, что это первая на его памяти такая команда — отбой в десять вечера, и все как один на месте.

Он умел настроить на борьбу

Олег Абдулганиев, тренер ДЮСШ “Сучан” по футболу, вспоминает:
— Я 15 лет работал с Альфредовичем в детско-юношеской спортивной школе. Не без того, были между нами и споры по работе, но я всегда считал его очень порядочным и честным человеком, особенно во всех финансовых вопросах.

И еще он был не просто грамотным тренером, у него был настоящий тренерский талант. Лично я у Альфредовича многому научился. И когда его и мои мальчишки выступали на одних соревнованиях, я порой сам с открытым ртом слушал в раздевалке, как он объяснял игру, ставил своей команде задачи. Он всегда умел найти нужные слова, настроить мальчишек так, что они показывали на ответственных матчах максимум своих возможностей. Играли на равных с командами, которые по своему составу были сильнее нас раза в два.
Я иногда, если игра не заладилась, закипаю, а после матча сожалею об этом. Альфредович же всегда был сдержанным, никогда ни на кого не кричал. Старался проанализировать игру, в перерывах объяснить команде ситуацию и мобилизовать на борьбу.

“В футбол нормально играли”

Легендарный Мирон, Анатолий Мирошников, не уходивший с поля, не забив в ворота соперников два-три мяча, рассказывает:

— Я играл за самую сильную в Сучане команду 21-й шахты и за сборную города. В состав сборной меня взяли еще юношей, как и Геру Якимцева, а позже и тренировавшегося у него Геннадия Цитцера. Что могу о них сказать? Оба они нормально играли в футбол, выступая на крупных соревнованиях. В команде я играл с Якимцевым, он был сильным нападающим, Цитцер пришел позже. Наша команда, каких только кубков не завоевывала. Был у нас и Кубок спортивного общества “Трудовые резервы”.
Когда в городе не было еще спортшколы, Якимцев сам начал заниматься с пацанами. На общественных началах готовил резерв для сборной города.

Знаете, можно играть в высшей лиге, но это не значит, что сможешь работать тренером. Я, когда еще играл с Горянским за “Локомотив”, тоже тренировал мальчишек в своем железнодорожном районе. Знаю, что такое — научить делать передачу в одно касание. И после Горянского был играющим тренером сборной команды. Тренерская работа требует не только способностей и терпения. Надо уметь наладить контакт с каждым , объяснить задачу. Это получалось у Геры Якимцева и у Геннадия Цитцера, пошедшего по его стопам.
Да, это так. Не зря и среди воспитанников Геннадия Цитцера были парни, которых приглашали в юношескую команду “Луча”. Они тоже “нормально играют в футбол”. Получить такую оценку от Анатолия Мирошникова — говорит о многом…

Встретимся на турнире памяти Геннадия Цитцера…

Конечно, ни младшие, ни старшие воспитанники Цитцера без тренеров не останутся. В городе еще немало тех, кто продолжает славные традиции сучанского футбола. Виктор Новохатний, по мнению Анатолия Мирошникова, — один из них.

Но многим из тех, кто знал и уважал Геннадия Цитцера, будет не хватать умного взгляда этого скромного человека, талантливого футболиста и тренера, его неторопливых суждений.

На церемонии прощания глава Партизанского городского округа Александр Зражевский предложил организовать в нашем городе турнир по футболу памяти тренера Геннадия Цитцера. И, наверное, будет хорошо, если другие ветераны сучанского футбола, игравшие в сборной города в разные годы и футболисты, продолжающие отстаивать спортивную честь округа, встретятся на этом турнире.

Тамара ГОЛОВАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.