Сухостой — это не валежник

23.10.2020

Упавшие у жилых домов деревья, их стволы и ветви считаются валежником, и брать их можно без разрешенияБушевавшие в Приморье в начале сентября тайфуны оставили после себя не только оборванные линии электропередач и сорванные крыши, но и поваленные на землю ветви, а порой и целые деревья.

Во время разгула стихии 3 сентября жители дома на улице Булгарова услышали характерный треск ломающегося дерева. Внизу, за пятиэтажкой, у больших ильмов обломились и рухнули на землю большие ветви, почти с треть стволов каждого из двух деревьев. Упали так, что особенно не мешали машинам и пешеходам, провода не оборвали, потому экстренно их убирать не пришлось. В течение последующих недель листва на ветвях постепенно пожухла и опала, к сегодняшнему дню безжизненные обломки стволов убраны.
Вопрос: а местные жители могли бы забрать эти ветки, к примеру, для обогрева дачи ли дома? Ведь сколько таких обломков нападало по всему жилому сектору округа, в том числе стволы или их части валились поперек проселочных дорог, мешали проезду машин. Но порой жители опасаются такую древесину самостоятельно пилить и забирать на дрова, остерегаясь штрафов, оттаскивают к обочинам и там оставляют. Падали, не выдержав ураганного ветра, деревья и в городских лесах, и вдоль русел рек, и в лесах недалеко от сел и вокруг города. И хотя сейчас населению разрешен сбор валежника, но можно ли причислить к нему свежие ветви, без участия человека, из-за стихии отломавшиеся от дерева буквально вчера?
К слову, нередко можно увидеть вдоль автомобильных трасс старые высохшие стволы деревьев. Есть они и недалеко от нашего города, обратите внимание, когда проезжаете участки дорог между Партизанском и Новицким или Фроловкой. Сухостой этот не только не добавляет эстетики пейзажу, но и горит во время весенних и осенних палов. Такие останки деревьев селяне готовы пилить и забирать на дрова, пока ствол окончательно не превратился в труху или не сгорел от пожаров на полях. Но можно ли?
За разъяснениями по этому поводу корреспондент «Вестей» обратился в отдел агропромышленного комплекса и охраны окружающей среды управления экономики и собственности администрации Партизанского городского округа.
Считаются ли валежником деревья, большие ветки, упавшие из-за сильного ветра на проезжую часть в частном секторе, на придомовую территорию возле многоэтажек? Нужно ли брать разрешение, чтобы такую древесину забрать для своих нужд? На эти и другие вопросы ответила муниципальный лесничий Вера ЛУЦЕНКО:
— Законодательным Собранием Приморского края в адрес муниципалитетов была направлена памятка для граждан, осуществляющих заготовку и сбор валежника для собственных нужд, поступившая из комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Федерального Собрания РФ, со следующими разъяснениями: заготовка валежника – это сбор лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, образовавшихся в результате естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале. Она осуществляется в течение всего года.
Обратите внимание: к валежнику не относятся порубочные остатки в местах проведения лесосечных работ. Оставленные на лесосеке срубленные хлысты – стволы без корней, верхушки и сучья, бревна, штабели – все это собственность арендатора лесного участка, соответственно, брать такую древесину нельзя.
Не относится к валежнику и сухостой — сухие, стоящие на корню деревья. То есть, сухостойное дерево является мертвым, но оно продолжает стоять, а не лежит на земле. Под определение валежника не попадают и ветровальные деревья, вывернутые с корневищем. Хотя они лежат на земле, но могут продолжать жить, расти и даже давать вегетативное потомство. Не считаются мертвыми деревья, которые лежат на земле, но не имеют признаков естественного отмирания, у них зеленая листва или хвоя.
Ветровальные и буреломные деревья считаются потенциально мертвыми, необходимо лишь время на их усыхание. Поэтому нужно обращать внимание, есть ли у них признаки естественного отмирания — отсутствие на ветвях и вершине хвои и листвы, прекращение сокодвижения, частичное или полное отслоение коры от ствола дерева, изменение цвета древесины – она должна потемнеть, стать серого, темно-коричневого цвета. Также на ней могут быть стволовая гниль, дупла, трутовые грибы, плесень, мох, следы заселения стволовыми вредителями.
Таким образом, сбор валежника – это когда нет необходимости спиливать, срубать или срезать деревья и кустарники, отделять ствол дерева от его корней.
Стоит добавить, что упавшие в зоне жилой застройки деревья или их части также считаются валежником и могут быть использованы населением для собственных нужд. Оформление разрешения для их сбора не требуется.
Но если дерево или его часть сломались и не упали на землю, а «легли» на другое дерево и держатся на нем, постепенно высыхая, они не являются валежником. В лесах такую древесину брать нельзя, а вот на территории жилой застройки такие деревья признаются аварийными, и на их спил выдаются специальные разрешения. Для этого необходимо обращаться в отдел агропромышленного комплекса и охраны окружающей среды — Партизанск, улица Садовая, 1, кабинет 14, с заявлением, составленным по форме, утвержденной административным регламентом — постановление администрации ПГО от 19.02.2018 года №218-па, который размещен на официальном сайте администрации нашего городского округа в разделе «Муниципальные услуги».

Для себя и сохраняя лес

Жители имеют право свободно и бесплатно бывать в лесах и собирать там валежник для собственных нужд, то есть для себя, своей семьи, которая нуждается в использовании такой древесины. Предельный объем и габаритные размеры собранного валежника не устанавливаются. При его заготовке нужно беречь лес, взрослые растения и молодой подрост, не только выросшие сами по себе, но и посаженные людьми для восстановления дикой природы. Нельзя трелевать валежник тракторами и другой спецтехникой, но можно пользоваться топорами, ручными пилами и бензопилами. При этом жители обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах.
Лица, которым предоставлены лесные участки в аренду или для иного вида пользования, не вправе препятствовать доступу туда граждан для заготовки и сбора находящегося на них валежника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

За что могут наказать

Незнание правильного толкования понятия «валежник» и правил его сбора может привести к административной и даже уголовной ответственности за самовольную заготовку древесины сухостойных либо ветровальных, буреломных, снеговальных, снеголомных деревьев, не являющихся мертвыми.
К административной ответственности: в соответствии со статьей 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, и со статьей 7.27 КоАП РФ – за мелкое хищение.
К уголовной ответственности: в соответствии со статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации – за незаконную рубку лесных насаждений, самовольное присвоение находящейся в лесу древесины, полученной в ходе заготовки либо проведения лесохозяйственных мероприятий, связанных с рубкой деревьев, кустарников и лиан третьими лицами, и со статьей 158 УК РФ – кража.

Депутатский мониторинг

Пока требования закона, касающегося сбора валежника, таковы. Но в перспективе они могут измениться. В середине сентября на официальном сайте Законодательного Собрания Приморского края сообщалось о том, что краевой депутат Игорь Чемерис обратился к сенатору, представляющему Приморский парламент в Совете Федерации, Людмиле Талабаевой с предложением провести мониторинг правоприменения федерального и регионального законодательства о валежнике.
— От прошедших в Приморье тайфунов в лесах повалено, а кое-где и вырвано с корнем ураганными ветрами множество деревьев, — отметил Игорь Чемерис. — Этот валежник жители края могли бы собирать и использовать в качестве дров, что одновременно позволило бы и очистить лес от последствий разгула стихии, и защитить леса от возникновения пожаров, а также помогло бы населению подготовиться к зиме, сняв дефицит топливной древесины в сельской местности. Однако жители края сейчас боятся это делать, опасаясь штрафов со стороны надзорных органов.
По мнению депутатов, валежник, оставшийся в лесу после тайфунов, мог бы стать для сельских жителей большим подспорьем при заготовке дров. Как считает Людмила Талабаева, одна из инициаторов федерального закона о валежнике, люди должны иметь возможность спокойно взять древесину, которая уже не нужна лесникам и лесозаготовителям, которую никто уже не берет, вывезти валежник из леса и использовать его на дрова. Так что, в действующие требования могут быть внесены поправки.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.