Творец Сучанских копей

01.06.2018

Владимир Николаевич ФренцЗагадка жизни и смерти управляющего Владимира Френца

Смерть первого управляющего Сучанского рудника Владимира Френца многих не оставила равнодушными. В связи с этим множились версии мотивов, ее повлекших, в том числе крайне неправдоподобные. Местный историк Андрей АНТОНОВ озвучил некоторые из них в своем докладе на Дне открытых дверей в городском музее.

«В своей смерти просит никого не винить»

 К сожалению, предсмертных писем Френца не сохранилось, но остались письменные свидетельства генерал-губернатора Приамурского края Николая Гондатти, который, по долгу службы, с их содержанием был ознакомлен.
В официальной телеграмме, в частности, он сообщал в столицу: «Сегодня ночью в номере одного из своих сослуживцев застрелился управляющий Сучанскими угольными копями инженер Френц. Умер моментально, в оставленных письмах просит в своей смерти никого не винить».
Но, по всей видимости, просьба не искать виновных  как раз и указывала на то, что таковые люди существовали. В исследовании краеведа Влагенолия Владимировича Клименко, в числе прочего, указано, что информация о смерти молодого управляющего Сучанским рудником вызвала шок в среде чиновничества Владивостока. И причиной этому послужила информация о том, что якобы в отношении Владимира Френца, в связи с его большими заслугами перед империей, в Санкт-Петербурге решен вопрос о назначении 36-летнего инженера на высокий пост начальника особого отдела горных предприятий Дальнего Востока. Это не устраивало ветеранов департамента, которым явно не хотелось работать под началом молодого коллеги. Кто знает, может кто-то из этого круга мог «решить» проблему самым радикальным образом?
И опасения чиновников в одночасье покинуть насиженные теплые места в департаменте не были беспочвенны. Стоит только представить, чего этот человек, который смог за десять лет создать в глухой тайге успешное горнодобывающее предприятие, мог добиться в масштабах департамента. И вышестоящее руководство по достоинству ценило профессиональные качества Владимира Френца и рассчитывало на его потенциал, который мог раскрыться до масштабов поистине великих.

Сучанский рудник – оплот угольной независимости

Судите сами, после того, как в 1888 году экспедиция инженера Дмитрия Львовича Иванова подтвердила, что запасы угля в недрах Сучана огромны, на самом высоком уровне был дан приказ о начале разработки месторождения. Последнее слово было за самим императором, который лаконично недвусмысленно заметил: «Пора нам на Востоке быть вне зависимости от иностранного угля».
Для обеспечения «угольной независимости» в октябре 1901 года в Сучанскую долину были откомандированы из Екатеринославской губернии, нынешнего Донбасса, семьдесят опытных горных рабочих во главе с тремя горными инженерами. Управляющим строящегося рудника был назначен инженер А. М. Павлов, заместителем управляющего и главным инженером – Владимир Френц.
В феврале 1902 года, спустя два месяца после того, как состоялась торжественная закладка первой шахты, Павлов покинул Дальний Восток. Осваивать месторождение остался Френц. На плечи молодого человека легла крайне непростая задача. Прибывшие из южных районов империи горные рабочие страдали от лютых зимних холодов, от нехватки продовольствия, не хватало и необходимых механизмов. К тому же, водился за ними грех — пристрастие к крепким спиртным напиткам.
Владимир Френц не сломался, не сбежал назад в цивилизованный Петербург, а проявил на редкость железную волю, твердый характер. Не обошлось и без личного обаяния и весьма доброжелательного и заботливого отношения к работникам.
Рудник не только выстоял, но и стал расширяться и наращивать объемы добычи. В 1904 году была заложена вторая шахта, построена и освящена рудничная церковь. Поселки при шахтах разрастались, строились жилые бараки и объекты соцкультбыта. В 1917 году в Сучане работали восемь школ, Народный дом, госпиталь на 50 коек и синематограф, была налажена уверенная телефонная связь.
Владимир Николаевич Френц заслуженно пользовался уважением среди рабочих. Профессионал, досконально знающий горное дело, справедливый и на редкость радушный человек, он сумел так поставить производство, что на сучанских шахтах добывалось до 200 тысяч тонн угля в год. В планах развития рудника уже стояло строительство собственной железной дороги, сооружение завода по брикетированию угля.
Ускорить темпы развития Сучанского рудника помогла русско-японская война. Неожиданные успехи японской армии показали, что русский военный флот в случае конфликта не получит китайского угля, а значит нужно в кратчайшие сроки обеспечить его углем российским. Сучанское месторождение для этой роли подходило идеально. По повелению императора с мая 1904 начали строить железную дорогу до Находки, состоящую из 75 верст ширококолейной дороги, с перекрытием горных участков узкоколейной железной дорогой с паровыми подъемниками. Строительство закончили в 1906 году.

«Дорогому сотоварищу от осиротевших сучанцев»

Правнук Владимира Френца Андрей Балихин с супругойВ семейном архиве правнука Владимира Френца, Андрея Балихина, сохранилась надгробная речь, произнесенная рабочим Сучанского рудника Териным. В частности, в этом весьма объемном документе сказано: «Мне больно и тяжело. Больно не потому, что жизни рок угрюмый сразил твои лучшие мечты и думы, не потому, что много ты страдал, а потому что гибнут все твои благие начинания, и ты безвременно погиб. И пусть смерть твоя падет на гадов дряхлой злобы, чье сердце черствое, на тех, чьи руки грязные…». Как видим, ключевые слова указывают на то, что в реальности существовали некие «гады», которые, по мнению рабочих, желали смерти Владимиру Френцу.
Спустя три года шахтеры, которые относились к Владимиру Френцу с необыкновенным почтением и любовью, поставили на его могиле памятник и начертали такие слова: «Незабвенному творцу сучанских копей и беспристрастному защитнику трудящихся. Любимому начальнику и дорогому сотоварищу от осиротевших сучанцев».
Версия, озвученная бывшим жителем нашего города, известным краеведом Влагенолием Владимировичем Клименко, который в свое время сделал громкое заявление о том, что Френца убили, так и осталась версией, поскольку никаких свидетельств и доказательств этому исследователь не предоставил.
Также не имеет подтверждения версия, описанная писателем Константином Лавровичем Майбоговым в романе «Черный камень». На страницах своего романа Майбогов сделал утверждение, что управляющего погубила страсть к некой певице с дурной репутацией. Несостоятельна и версия с пропажей в ночь гибели Владимира Френца жалованья рабочим Сучанского рудника.
В результате личного расследования Андрей Антонов вместе с правнуком Френца Андреем Балихиным все же пришли к выводу, что толкнуть молодого управляющего Сучанского рудника на самоубийство могли пристрастие к картам и выпивке, предательство жены, тяжелая болезнь, возможно, финансовые злоупотребления…
Оно и понятно. Владимир Николаевич жил и работал в диком уголке Приморья, где и развлечений-то не было. День ото дня его ждала только напряженная работа, сопровождаемая постоянным стрессом. На здоровье сказалась нервозность, связанная с организацией обороны рудника в 1905 году на почве русско-японской войны и возможной атаки японских войск. Не меньшей проблемой был постоянный страх отставания от плана, спущенного из столицы, где требовали, чтобы у кораблей Тихоокеанской эскадры угля было вдоволь. Тяжело давалась борьба с массовым пьянством рабочих и другие производственные проблемы, чье решение лежало целиком и полностью на плечах управляющего. Нервная система, пребывая в постоянном напряжении, требовала разрядки, которая, возможно, нашлась в виде азартной игры и спиртного.
Что касается брака Владимира Николаевича и Надежды Александровны, то и здесь не все однозначно. Оба супруга немецкого происхождения, равного положения. Надежда, правда, значительно моложе мужа. Возможно, брак был заключен не по любви, а, как было принято в те времена, по воле родителей. Может, женщина со временем поняла, что не любит мужа, а Писарев удачно выступил в роли робкого утешителя, который настойчиво, но верно покорил женское сердце, чем расстроил привычный уклад семьи управляющего…
Однозначно ни одна из причин не смогла бы сломить Владимира Френца, который был бит судьбою и прошел многие испытания. Возможно, его смогли сломить все эти беды, навалившись скопом…
А может, все-таки, это было убийство? Этот вопрос возникает на основании того, что по личному распоряжению генерал-губернатора в главном соборе Владивостока была отслужена панихида по усопшему, а позже он был похоронен в ограде рудничной церкви? Почему так поступили с самоубийцей, которого, согласно православного канона, и отпевать нельзя, и необходимо хоронить за оградой освященной кладбищенской земли? Что здесь: железная воля руководства Приамурского края и Сучанского рудника или все же негласное признание властью того, что Владимир Френц умер насильственной смертью, но этот факт и имена убийц скрыли от общественности? Как видите, тайна смерти Владимира Френца по-прежнему остается неразгаданной…

Записал Антон СУХАРЬ.
Фото автора

1 комментарий на «Творец Сучанских копей»

  1. Павел:

    Позвольте мне выразить свою благодарность за эту публикацию, хотя бы в виде предположений, проливающую свет на загадочный уход из жизни выдающегося инженера, каким был Владимир Николаевич Френц.
    А также дополнить этот рассказ портретом из некролога, опубликованного в третьем томе Горного журнала, изданного в августе 1911 года, спустя 2-3 месяца после этого драматического происшествия.

    Ссылка на портрет — https://drive.google.com/file/d/1DYuQd95L7ImCvEP697ON5ghe8TVtnH3f
    Ссылка на весь некролог — https://drive.google.com/file/d/1Z2Z5ZlKSdSKPGpnzXaUWudHcQnqdzoNF

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.