Пусть годы летят, наши годы как птицы…

30.09.2015

DSC_0468Сказочные старичок и старушка на резном деревянном панно пьют чай из самовара под часами-ходиками… Гирьки неподвижны, но ощущение полета времени такое, что будто слышишь, как убегают секунды, минутки, часы вовсе не сказочной, а нашей обычной жизни. Присев под этим панно за столиком на кухне рядышком, Раиса и Владимир Заники, становятся похожими на милых русских персонажей панно, хотя самих их назвать старичками просто язык не повернется.
Настолько они активны, подвижны, постоянно заняты делами.
Заники и в городской спартакиаде ветеранов участвуют не первый год. Раиса Ивановна занимается спортивной ходьбой, выполняет упражнения с мячом. Владимир Викторович демонстрирует меткость в дартсе, а в стрельбе из пневматической винтовки занимал призовое второе место. Метко стрелять еще в юности научился, когда помогал матери, растившей в одиночку их троих, принося с охоты фазанов да рябчиков.
И в своем ТСЖ “Рубин” у председателя Людмилы Басовой Заники в числе надежных помощников. Выходят на все субботники, подавая пример молодым жильцам. А еще Владимир Викторович соорудил из старых покрышек для детворы игрушечный автомобиль с настоящим рулем. Рулите, девчонки и мальчишки, может, станете водителями автобусов или грузовиков!
Любуешься на ладный семейный уклад, и не верится, что этого благополучия могло и не быть.
— Мне было всего лет 16-17, а Володе немного больше, когда познакомились,- вспоминает Раиса Ивановна, взяв в руки две фотографии.
На одной юная девушка, чем-то напоминающая героинь советских фильмов, на второй — видный кудрявый парень, во взгляде у которого проскальзывают черты художественной натуры — спокойное внимание, сосредоточенность.
Владимир Викторович дополняет:
-Я жил тогда в районе десятой шахты на улице Сучанской, потом ее переименовали в Ручейную. И Раиса жила недалеко, на Чехова. Тогда по всему городу ездили кинопередвижки, крутили кино по вечерам. Прямо на улице натягивали простыню вместо экрана, вот тебе и кинотеатр. Молодежи собиралось много, там мы и познакомились.
Спрашиваю, какие фильмы тогда показывали.
— Да разные, — отвечает Владимир Викторович,- сперва документальный киножурнал, а потом и художественные. Про целину смотрели и фантастический фильм про Ихтиандра смотрели, не отрываясь.
— А вот фильм про солдата Ивана Бровкина лучше и не вспоминать, — вступает в разговор Раиса Ивановна,- на нем мы по молодости лет так сильно рассорились, что даже расстались на время.
Но потом судьба нас все-таки вновь свела и соединила. Так что уже больше сорока лет мы вместе, и, кажется, что годы эти пролетели, как один день. За это время выросли сын и две дочки-красавицы, растут внуки. Одна дочь окончила художественную школу, видно, унаследовала от отца способности к творчеству. И внучка Олеся у нас учится на дизайнера, живет в Находке.

ЗаникиЛюбимое дело и крепкая семья

Владимир Викторович показывает работу внучки в оригинальной технике. Изображение сказочной крепости в пастельных голубых и розовых тонах на острове посреди пенящихся морских волн успокаивает, умиротворяет…
Как жили Заники, когда поженились? Да как все в то время. Раиса Ивановна всю жизнь работала швеей на швейной фабрике “Молодежная”, шила красивые мужские сорочки, которые ценились далеко за пределами нашего города. А Владимир Викторович больше сорока лет проработал в городских электросетях бессменным водителем. Банкротство предприятия перенес тяжело, как и все, с кем вместе работал, но потом еще восемь лет трудился водителем в филиале ДРСК в Новицком. Работал бы и еще, здоровье позволяло, но однажды, уже после того, как прошел серьезную медкомиссию, начальство предложило уволиться. Дескать, возраст у вас… Жаль было Владимиру Викторовичу расставаться с его машиной:
— Я-то за ней постоянно ухаживал, сам чинил, так что всегда она на ходу была. А потом мужики говорили: “Ушел Заник, и машина теперь под забором сгниет…”
Конечно, он переживал. Наверное, войти в новую жизненную колею помогли терпение его спутницы Раисы Ивановны да любимое занятие — резьба по дереву, к которой прикипел душой с молодости.
— Как рисунок на дереве размечать и деревянные фигурные рамки делать, мне еще до армии мой дядя Миша показал, его жизнь всему научила. А первую деревянную маску, это была мифическая Медуза-Горгона, увидел у товарища. Понравилась работа, захотел сам сделать такую же. Литературу о резьбе по дереву искал, и к местному скульптору Семену Горпенко обращался за советами. Тогда на бывшей улице Зеленой в подвале стоматологии располагалась его мастерская. Горпенко работал много. Немало его скульптур можно было видеть в нашем городском парке. И в Углекаменске его скульптура Ленина перед Домом культуры. А с какой одержимостью он работал над памятником Сергею Лазо, который поначалу был в центре города…

“Охота” за экспонатами

С Горпенко мы не просто сошлись, даже подружились. Он, как и я, собирал старинные монеты. Я ему понес те, что были у меня, он мне свои показал. Было у него еще одно увлечение, которое и я с ним разделил. Многие слышали про Шайгинское городище под Николаевкой, которое один геолог обнаружил случайно — заметил на склоне сопки какие-то непонятные терраски. Оказалось, что это остатки древнего поселения эпохи царства чжурчженей. Туда потом археологи лет 25 приезжали, вели раскопки. Сколько там земли пересеяли студенты-историки в поисках предметов быта и художественных украшений! И Семен Никитич тогда очень увлекся археологией, даже собирался книжку о чжурчженях написать. Знаю, что у него была даже древняя ваза из найденных им и склеенных отдельных фрагментов. Но мы с ним, конечно, раскопками не занимались. Просто собирали те предметы, которые сами выходили на поверхность земли. Под Николаевкой было поле гектаров в 25, на котором сажали кукурузу. Весной и осенью поле вспахивали трактором, а мы с Горпенко ходили вслед за плугом и собирали металлические наконечники для стрел, крючки для ловли рыбы и прочее. Бывало, так устанешь, что идешь по земле, а она — тебе навстречу… Я предложил Горпенко усовершенствовать нашу “охоту” — привязать к веревке магнит, и нести его над землей. Он был новшеством очень доволен — одних наконечников стрел мы с ним сразу насобирали штук пятьсот, на что прежде уходили месяцы.
В общем, экспонатов у него набралось немало. Хотел Семен Никитич организовать в городе исторический музей, но городские власти помещение под него не выделили. Тогда его пригласил председатель совхоза в Сергеевке, помещение под музей предоставил, и Горпенко из города уехал. Председатель совхоза был толковым мужиком, хотел привлечь в село туристов, чтобы и иностранцы приезжали. Но началась перестройка, совхоз распался. Хотя туристы, в том числе иностранцы, в село действительно приезжали. В Екатерининских пещерах им показывали скульптуру древнего человека работы Семена Горпенко.

И дом как музей

Спрашиваю Владимира Викторовича о его собственном творчестве. Он скромничает:
— Ну, увижу красивый рисунок, да перенесу на дерево. Или картинка в каком-нибудь журнале понравится. Лучшее дерево для резьбы — липа. Но теперь трудно найти хорошее дерево, небольшая липовая доска стоит рублей пятьсот. В работе с деревом важны и сноровка, и терпение. Художнику, который пишет маслом, проще — неудачный мазок можно закрасить, а дерево неточности не простит. Пока вроде получалось, ни одной работы не испортил. Конечно, времени, если работа большая по объему, уходит немало. На тайную вечерю Спасителя потратил полгода, вырезал по вечерам, потому как еще работал.
А теперь в их трехкомнатной квартире, словно в музее, все стены увешаны работами Владимира Викторовича. Поэт Сергей Есенин на фоне родного дома соседствует с князем Олегом и Рижским Кремлем, Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса — с дедушкой и бабушкой в русской избе… Здесь же деревянные маски — индийские, монгольские, а на одной из стен — Медуза-Горгона, первая вещь, которую Владимир Викторович сделал своими руками. И на кухне красота. Помимо работ на стене, ее украшают резные деревянные шкафы и шкафчики, изготовленные хозяином дома собственноручно. И в гостиной хоть кого удивят оригинальные резные журнальный столик и маленький детский стульчик.
Сколько же потребовалось терпения мастеру, чтобы появилось такое количество работ! Неслучайно на выставке в честь Дня пожилого человека в ГДК работы Владимира Заника всегда привлекают внимание настоящих ценителей. Пользовались популярностью его работы и на выставках народно-прикладного творчества во Владивостоке, Артеме, Находке. И местные художники Федор Калушевич и Петр Ломаный их отмечали.

На дачу и рыбалку только вместе

Помимо резьбы по дереву есть и еще увлечения — рыбалка и дача.
— На даче работаем всегда вместе,- рассказывает Раиса Ивановна. Все у нас там растет, не только картошка и огурчики-помидорчики, в теплице выращиваем рассаду арбузов, дынек. В этом году много яблок уродилось, виноград хороший. Есть баклажаны необычные, и тыква длинная сладкая, по форме почти банан, из нее делаем очень вкусный сок. А декоративные тыковки — в форме цветка. Ягод было много, варенья наварили, а из лишней делаю по науке домашнее вино. Но почти все раздаю родственникам и знакомым — супруг не пьет и не курит, разве что выпьет рюмочку-другую в праздник, или когда гости придут.
— И еще я круглый год рыбачу на море, — добавляет Владимир Викторович. Летом на рыбалку едем вместе с женой на машине под Смоляниново. Со шлюпки вдоль берега ловлю корюшку, навагу, камбалу. Жена помогает накачать шлюпку, но в нее — ни ногой! Сидит и читает в машине, пока рыбачу. А зимой одеваюсь потеплее — и на подледный лов за Козьмино. Привожу домой камбалу, и супруга жарит свежую рыбку.
Раиса Ивановна, шутя, припоминает, как вернулась с массой положительных эмоций после недавней встречи с артисткой театра и кино Татьяной Абрамовой, а дома ее встретил улов мужа. В этот раз он был на рыбалке один, так как супруга старается не пропустить ни одного городского культурного мероприятия. И пришлось Раисе Ивановне, вспоминая прекрасное пение артистки, разделывать и укладывать в холодильник рыбу… Но неудовольствия по этому поводу не высказала, так как она, как и ее супруг, человек уравновешенный.
Выходит, неправа молва, что одинаковые человеческие характеры отталкиваются. Главное — сохранить теплые чувства друг к другу. Им это удалось, друг на друга они смотрят с нежностью, и, наверное, потому они по-прежнему всегда вместе. И на городской спартакиаде ветеранов тоже вместе выступят, поддержав команду ТСЖ “Рубин”.

Тамара Голованова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.