О новом в земельной реформе
с 1 марта 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты. Законодатели и специалисты называют внесенные поправки — крупнейшей земельной реформой за последние 14 лет.
Накануне вступления в действие нововведений в Земельный Кодекс, в Хабаровске прошел консультативный семинар по вопросам изменений в земельное законодательство, о новых нормативно-правовых актах в кадастровой деятельности. Докладчиками были Вячеслав Спиренков, заместитель директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России, и Марина Петрушина, генеральный директор СРО НП “Кадастровые инженеры”. На семинаре присутствовали более ста представителей из Хабаровского и Приморского краев. Среди них — кадастровый инженер, директор ООО “ГЕО-Плюс” Владимир СТРЕЛЬНИКОВ.
Он познакомил читателей газеты “Вести” с основными моментами изменений земельной реформы.
Изменения носят глобальный характер и введены с целью оптимизации процедуры предоставления и дальнейшего рационального использования земельных участков. В оборот планируется вводить большое количество новых земельных участков, и приглянувшиеся сотки по заявлению гражданина муниципалитеты будут обязаны выставить на продажу. Отказать в продаже земли будет сложнее, так как впервые установлен исчерпывающий перечень случаев, когда власти вправе отказать в продаже земельных участков.
Закон определяет особенности приобретения земельных участков на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно. Возможность получения земли без аукционов предоставляется льготникам, нуждающимся в земельных наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства. Появляется возможность “прирезать” земельные участки к жилым домам и садовым участкам, которые используются по факту в границах забора, но при условии, что участок не относится к землям общего пользования и не превышает площади по нормам Правил землепользования и застройки. Предусматривается, что плата будет незначительной.
Данный вариант позволяет узаконить используемые участки и избежать ответственности за “самозахват”. В настоящее время установлен штраф за самовольное занятие земельного участка в размере от 5000 до 10000 рублей для физических лиц и до 20000 рублей для юридических лиц.
Приобретение дополнительного участка предусмотрено главой V.4 Земельного Кодекса через перераспределение земель государственных или муниципальных и земель, находящихся в частной собственности.
Законом предусмотрена возможность использования гражданами и юридическими лицами земель без предоставления земельных участков, получив соответствующее разрешение с целью проведения инженерных изысканий, строительства временных или вспомогательных сооружений, в целях геологического изучения недр или размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций.
Определен порядок формирования земельного участка. Теперь не надо готовить и согласовывать акт выбора земельного участка. Вопрос о том, какой объект и с какими параметрами можно построить, уже не может быть предметом переговоров — это должно быть определено в градостроительном регламенте.
Образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется по новому Закону, в соответствии с одним из следующих документов: проекта межевания территории, подготовленного в соответствии с Градостроительным Кодексом, проектной документации о местоположении и характеристиках лесных участков, утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (когда нет проекта межевания территории).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в отношении объектов комплексного освоения, территории для комплексной застройки многоквартирными домами, территории для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, в границах территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии; для размещения линейных объектов. То есть масштабные вопросы замыкаются на проекте межевания и, соответственно, на проекте планировки.
Значит, нуждающимся в земле лицам нужен один из документов: либо схема расположения земельного участка, либо проект межевания. Лесные участки пока можно не рассматривать, это отдельный вопрос. Но самое главное, закон предусматривает подготовку схемы расположения или проект межевания на основе утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, красных линий и иных норм.
Новые главы, введенные в Земельный Кодекс, кратно усиливают государственный надзор, муниципальный и общественный контроль, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства. Впервые введена процедура административного обследования в рамках земельного надзора, и она должна проводиться в отношении определенной территории, а не отдельного земельного участка.
За нарушения земельного законодательства, такие как — самовольное занятие земельного участка, использование земельных участков не по целевому назначению и использование земель не для предназначенных целей, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Размеры штрафов определяются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, и они значительны.
Требования нового закона — платить налоги и использовать участок по назначению, неиспользуемые в течение трех лет участки будут изыматься. Орган местного самоуправления может лишить права на неиспользуемые земли через суд, а в некоторых случаях и без него. Закон предусматривает отказ от земли, если нет желания или возможности на ней хозяйствовать.
Елена СНЕГИРЕВА