Давайте разберемся по порядку…

22.11.2013

Своими мыслями о том, какими должны быть отношения жителей многоквартирных домов с обслуживающими их УК и организациями, поставляющими ресурсы, делится Вячеслав ХОДЬКО, член недавно появившейся в нашем округе группы общественного контроля в сфере ЖКХ.Я живу в многоквартирном доме № 15 на улице Селедцова. И меня волнует существующее в нашем городе положение дел в ЖКХ, в частности, ситуация с коммунальными платежами и платой за ОДН.

Вполне положительно оцениваю работу старшего по дому № 4 на улице 50 лет ВЛКСМ Владимира Приказчикова. Его работоспособность и настойчивость при снятии показаний с индивидуальных электросчетчиков жильцов, притом, что все счетчики в этом доме находятся в квартирах, похвальны. Только вот вопрос: почему старший по дому вообще должен этим заниматься? Вступили в силу изменения, внесенные в Правила предоставления коммунальных услуг Постановлением правительства № 354 от 6 мая 2011г., и в соответствии с ними потребители с 1 июня 2013 года освобождены от обязанности ежемесячно передавать данные приборов учета в управляющую компанию и могут передавать их только на добровольной основе. Проверку показаний индивидуальных приборов учета не реже одного раза в полгода теперь могут производить управляющие компании. Они же должны следить и за количеством проживающих в квартирах собственников, осуществляющих плату не по приборам учета, а по нормативу.

Считаю, что это вполне справедливо. Приведу пример: в квартире одного из домов зарегистрирован один собственник, а проживают несколько человек, которым он ее сдает. Платит за воду по нормативу на одного человека, так как не устанавливал водомер, но можно представить себе, какой здесь расход воды…

Приборы учета бывают разными

Коснусь приборов учета. Есть федеральный Закон № 261 от 23 ноября 2009 года “Об энергосбережении”, где сказано, что установка и ввод приборов учета в эксплуатацию возложены на их собственников. Кто является собственником приборов учета? Индивидуальный прибор учета установлен в квартире, и собственником его является собственник жилья. Общедомовый прибор учета, на основании постановления Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, является общим имуществом дома. Мы платим за содержание общего имущества управляющей компании и собственником ОДПУ является управляющая компания. С такой позицией согласился Верховный Суд РФ еще 22 сентября 2009 года.

В ст. 157 Жилищного Кодекса РФ сказано, что расчет суммы оплаты за коммунальные услуги производится, исходя из объема потребляемых услуг, который определяется по показаниям приборов учета, а при отсутствии прибора учета — по расчету. Если вы не хотите платить лишние деньги, заставьте управляющую компанию установить прибор учета ресурсов на общедомовые нужды за счет средств на содержание общего имущества и текущий ремонт. Если у управляющей компании средств не хватает, добавить денег в виде взносов могут жители дома по решению общего собрания собственников. И тогда платить придется просто копейки, так как расход ресурсов по ОДПУ будет равен сумме расходов по ИПУ жильцов и по прибору учета расхода на ОДН. Конечно, если при этом в доме нет воровства, потерь в сетях и во всех квартирах установлены ИПУ. И уж тогда уважаемому директору водоснабжающей организации придется разбираться за разбитые приборы учета не с жильцами, а с УК.

Когда будут установлены приборы учета на ОДН, не надо будет энергетикам объяснять нам, жильцам, про пять способов снижения ОДН. На основании ст. 157 ЖК РФ он один — установить приборы учета ОДН.
Установка индивидуальных и общедомовых приборов учета нам, жителям многоквартирных домов, действительно может дать ощутимую экономию. Но лишь в том случае, если ресурсоснабжающие организации не будут решать за счет жильцов свои собственные финансовые проблемы, связанные с утечками воды и потерями других ресурсов.

Краны с водомерами для уборщиц?

К примеру, как должен рассчитываться размер ОДН на воду в многоквартирном доме? В постановлении Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2009 г. указывается, сколько раз в неделю или в месяц уборщица управляющей компании должна мыть полы в подъезде или на верхних этажах, протирать перила лестничных маршей, стены и так далее. Сюда же входит полив газонов, тротуаров, промывка мусоропроводов, опрессовка батарей. Хотя у нас, конечно, никаких газонов нет, как и мусоропроводов.

На основании ст. 155 Жилищного Кодекса РФ наниматели жилых помещений вносят плату за жилье и коммунальные услуги управляющей компании, если на общем собрании жильцов не было принято решение платить напрямую ресурсоснабжающей организации, например, за воду — водоканалу. Но при этом вносят платежи только за индивидуальное потребление, а ОДН оплачивают управляйке, при условии, что выведен отдельный кран для забора воды на технические нужды. Но в каком из домов в нашем городе имеются такие краны? А как можно учесть расходы на общедомовые нужды по воде, если не выведен отдельный кран в подъезд для этой уборщицы и на него не установлен отдельный водомер? Понятно, что при таком положении утечки из внутридомовой системы водоснабжения на нас, жильцов, уже было бы не повесить. Управляющие компании будут вынуждены содержать внутридомовые сети в исправном состоянии, чтобы не нести убытки при расчетах с водоснабжающей организацией, которая должна на основании существующего законодательства выставлять счет за воду по общему прибору учета воды управляющей компании.

Мне говорят, что наши управляющие компании в городе при таком порядке расчетов просто разорятся, и еще не известно, кто придет им на смену. Но я считаю, что поскольку Закон принят, его все обязаны исполнять. Должно быть главенство Закона. Президент ведь не зря в статье “Не кормушка” в “Российской газете” дал еще в феврале этого года такую оценку работе нашего ЖКХ: “На граждан просто начали переносить все издержки, включая потери в сетях или связанные с нелегальным подключением. Исключить такие проявления должны управляющие компании и органы власти. Но, ни у управляющих компаний, ни у поставщиков, нет стимула такие потери снижать…” Так надо создавать такие стимулы на местах, надо требовать выполнения принятых законов в сфере ЖКХ.

Жилищный кодекс и для и жильцов, и для УК

Что касается предложенного нашими управляющими компаниями повышения платы за текущий ремонт и содержание общего имущества, то я, в принципе, не против платить больше. Но было бы неплохо, если бы работники УК честно и прямо объяснили, для чего это нужно сделать. И на что мы, потребители, можем в этом случае рассчитывать. Ведь бывает так, что в подвалах грязь, трубы текут, лампочек в подъездах нет годами… А изменится ли что-то в таких домах после увеличения тарифа — еще вопрос.
По статистике 85%, то есть основная масса жителей многоквартирных домов, инертна. Но, по-моему, давно пришло время менять свое отношение к проблемам, которые касаются всех нас, жителей многоквартирных домов. Все выходящие в последнее время постановления правительства ориентируют нас, жильцов, на соблюдение Жилищного кодекса, бьют по карману тех, кто еще не установил индивидуальные приборы учета. Не хотите платить по прибору учета — будете платить втридорога по расчету, и все на основании Закона.
В заключение хочу напомнить, что при администрации нашего округа создается группа общественного контроля в сфере ЖКХ. При возникновении вопросов рекомендую обращаться к членам этой группы. Письменные обращения можно передать через специалистов отдела ЖКХ.

Записала
Тамара ГОЛОВАНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.