«Молочка» на разных полках

24.07.2019

Первыми по-новому витрины оформили супермаркетыС 1 июля в стране вступили в силу новые требования к продаже молочных продуктов: отныне они должны визуально выделяться на витрине в зависимости от содержания растительных жиров.

Подробнее об изменениях в законодательстве рассказала Елена ШРЕЙБЕР, главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Партизанске.
С 1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ №50 от 28 января 2019 года, в соответствии с которым Правила продажи отдельных видов товаров дополнены новым пунктом: торговые точки должны размещать особым способом молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты. Теперь их необходимо визуально отделять друг от друга, а также размещать информационную надпись «Продукты без заменителя молочного жира».
Новшество призвано помочь потребителю с выбором продукта в зависимости от его состава. Каким образом будет происходить это визуальное разделение в витрине и торговом зале, решать уже руководству магазина. Но в помощь товароведам и предпринимателям еще 18 июня Роспотребнадзор и Минпромторг России издали совместный приказ об утверждении методических рекомендаций о способах размещения, выкладки продукции, относящейся к «молочке». Стоит знать о них и потребителю.
В частности, рекомендуется печатать ценники разных цветов в зависимости от вида товара, выкладывать продукты с применением разделителей и с дополнительным оформлением ценников и товарных полок.
Надпись «Продукты без заменителя молочного жира» рекомендуется размещать непосредственно на полке с товарами либо на держателях и полосах для ценников, на специальных устройствах-«стопперах», привлекающих взгляд покупателя.
Теперь при проведении проверок Роспотребнадзор будет обращать внимание и на этот нюанс в торговом зале и витрине магазина, вне зависимости от категории торговой точки, будь то крупный супермаркет или небольшой павильон. При выявлении нарушений в соответствии с законодательством будут применяться меры административного воздействия. У производителей и торговых предприятий было около полутора лет переходного периода на подготовку к новым правилам, вступившим в силу с 1 июля. Потому Роспотребнадзор может проводить внеплановые проверки соблюдения правил выкладки молочной и молокосодержащей продукции.
Если потребитель считает, что магазин нарушает правила выкладки товаров, необходимо направить в адрес предпринимателя или руководителя торгового предприятия претензию и изложить свои требования в письменном виде. Если ответа не последует, то вместе с копией претензии необходимо написать обращение в Роспотребнадзор, тогда уже в ситуации будут разбираться специалисты ведомства и проводить проверку.
Но вместе с тем возникает закономерный вопрос: витрина может быть оформлена по-новому, но есть ли гарантия, что именно та продукция на ней лежит? На что потребителю стоит обращать внимание, глядя на этикетку или упаковку?
Что касается маркировки, если продукт сделан с использованием заменителя молочного жира и содержит молоко, то и его наименование должно быть соответствующим, например, «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира».
Способ изготовления производитель также не должен скрывать. Например, надпись может быть такой — «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны». Причем шрифт, которым напечатано это наименование, должен быть не менее 2,5 миллиметра. Если в продукте содержатся растительные масла, это также доступно и понятно необходимо сообщать на специальном контрастном фоне на потребительской упаковке. И все уточняющие надписи производитель обязан размещать либо на лицевой стороне упаковки, которая обращена к потребителю, либо там, где покупатель может ее легко увидеть.
Конечно, можно возразить, что упаковка-то может быть оформлена по всем правилам. Но вот сам продукт быть ненастоящим. Причем, как отмечают специалисты, цена товара не всегда гарантирует его качество. Втридорога тоже могут предлагать и откровенную подделку.
Только с начала 2019 года было выявлено семь фактов реализации фальсифицированной молочной продукции на территории, подконтрольной Роспотребнадзору Партизанска. В основном это сливочное масло и сыр. По результатам лабораторных исследований в их составе обнаруживаются растительные жиры. Если вы купили, к примеру, масло, которое оказалось маргарином, не спешите его выбрасывать. Необходимо четко сфотографировать этикетку и написать обращение в Роспотребнадзор. Конечно, не лишним будет подтвердить, где был куплен товар, потому рекомендуется при покупке забирать и сохранять кассовые чеки.
Также на этот случай специалистами составляется реестр недобросовестных производителей и их продукции, выявляемой в ходе проверок. В интернете на официальном сайте Роспотребнадзора по Приморскому краю на главной странице справа расположен раздел ГИР ЗПП – Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей. В нем есть подраздел «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», где можно посмотреть перечень недобросовестных производителей и список некачественных товаров, произведенных в своем крае и других регионах России. Роспотребнадзор уже провел контрольно-надзорные мероприятия по фактам обнаружения всей этой продукции, она была снята с реализации, а ее производители и распространители оштрафованы.
Пока соблюдать новые правила выкладки «молочки» спешат далеко не все магазины Партизанска, хотя местным предпринимателям о новшествах рассказывали на семинарах. Непривычно оформленные витрины довелось уже встретить в сетевых супермаркетах: отдельные полки, ценники разных цветов или специальная надпись на ценнике о содержании или отсутствии в составе растительных жиров.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.