«У меня к вам претензия!»

05.04.2017

За заведомо ложные сведения теперь и потребитель несет ответственностьИскать управу на нечестных коммерсантов будут по-новому

Законодательство несколько изменило прежний порядок рассмотрения обращений граждан к специалистам Роспотребнадзора. В некоторых случаях клиенту сначала придется разбираться непосредственно с предпринимателем.Как разъясняет Екатерина Гуцан, ведущий специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Партизанске, речь идет о случаях, когда нарушаются требования в сфере защиты прав потребителей:
— Вызвано это юридическими нюансами, а именно — изменениями в перечне законных оснований для проведения внеплановых проверок. Введены дополнительные условия для проведения проверок, распространяющиеся только на обращения и заявления граждан о нарушении прав потребителей.
Речь идет о поправках в ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», принятых в июле 2016 года.
Итак, по новым правилам, действующим с 1 января 2017 года, сначала необходимо написать претензию в свободной форме и как можно подробнее описать, что именно не устроило в товаре или услуге. Екатерина Алексеевна уточняет, что претензия необходима именно в письменной форме, устное обращение силы не имеет.
Текст составляется в двух экземплярах, один нужно лично передать предпринимателю, юридическому лицу, в организацию, к которой имеется претензия, а второй экземпляр остается у потребителя. Если же в магазине отказываются принимать претензию, ее можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением, корешок почтового бланка о вручении конверта адресату, равно как и факт возврата письма, будут считаться доказательством принятия претензии.
Таким образом, предприниматель может еще на этом этапе добровольно устранить свои нарушения или замечания со стороны покупателя либо клиента. Если предприниматель проигнорировал претензию потребителя или не удовлетворил требования клиента, гражданин имеет право обратиться в Роспотребнадзор с заявлением о нарушении своих прав. К заявлению необходимо приложить претензию, а также ответ на нее, или указать в заявлении, что ответ не получен, и в свою очередь специалисты проведут проверку.
Четкой формы текста претензии и сроков реагирования на нее предпринимателем пока нет, но законотворческая работа в этом направлении ведется. В качестве поводов для написания претензии могут быть: отсутствие ценника, маркировки товара или продукта, несоответствие свойств товара заявленным, ненадлежащее качество оказания услуг, нарушение режима работы торговой точки, когда заявленное на вывеске время не соблюдается, а также, если вовсе отсутствует вывеска организации или нет информации в уголке потребителя.
Если потребитель по подобным вопросам сначала обратится в Роспотребнадзор, то получит ответ, что гражданину необходимо вначале составить претензию к предпринимателю или компании, поскольку таков новый законный порядок. А это затягивает время на устранение проблемы. Такие случаи уже были в нашем городе. Житель обратился в территориальный отдел Роспотребнадзора с жалобой на АЗС, где отсутствовала информация для потребителей, и получил ответ о необходимости сначала написать претензию юридическому лицу.
Новшество не затрагивает тех случаев, когда нарушения касаются санитарно-эпидемиологических правил, возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, или не соблюдается технический регламент, например, не соблюдаются сроки годности товара. По этим пунктам работа Роспотребнадзора с обращениями граждан остается прежней – житель обращается непосредственно к специалистам учреждения, без составления претензий юридическому лицу.
Еще один немаловажный момент. Теперь потребитель несет административную ответственность за заведомо ложные сведения, недостоверную информацию, попросту надуманную жалобу. Гражданин может в качестве доказательств использовать фотографии, видеосъемку, кассовые чеки, этикетки, упаковку от товара.
Если у жителей возникнут вопросы, попадает ли конкретная ситуация под нарушение законодательства о защите прав потребителей, то лучше еще до составления претензии обратиться в Роспотребнадзор за консультацией к специалистам по телефону 67-652 в рабочие дни или по адресу улица Октябрьская, 5-б.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.