ЖКХ — права и обязанности

08.07.2015

дом-беречьЖилищно-коммунальное хозяйство — сфера, которая касается каждого взрослого человека, а потому свои права и обязанности в этой сфере важно знать.

Собственность

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя его содержания, и, если помещение является квартирой в многоквартирном доме, то и общего имущества.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Потребитель услуг ЖКХ имеет право

В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель имеет право:
— получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;
— получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
— требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
— принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;
и) требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Товарищество собственников жилья

Перед жильцами многоквартирного дома стоит важная задача — стать настоящими хозяевами дома, организоваться и принимать коллективные решения.
ТСЖ или товарищество собственников жилья — одна из существующих форм управления многоквартирным домом. Высшим органом управления ТСЖ является общее собрание.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников жилья относится:
— принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
— выбор способа управления многоквартирным домом;
— принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
Основные обязанности:
— собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39 Жилищного кодекса РФ).
— размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений (пункт 7 ст.156 Жилищного кодекса РФ).
— собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Помня о правах,
не забывать
об обязанностях
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ, главная обязанность граждан — своевременная и полная оплата за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения:
— несет бремя содержания данного помещения;
— обязан поддерживать занимаемое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг, собственник жилого помещения обязан:
— сообщать в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг;
— информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений;
— при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать показания исполнителю.

Платить по счетам

В соответствии со ст.13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” собственники жилых домов, помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Проблемы с ЖКХ?

— Обращайтесь!
В соответствии с пунктом 31 Правил:
— потребитель имеет право направлять жалобы, заявления, требования и претензии к исполнителю;
— обращаться к исполнителю с целью проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;
— обращаться к исполнителю с целью изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
— обращаться к исполнителю с требованием о возмещении убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя, вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
— гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, должностным лицам (ст.2 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”).
— гражданин имеет право на восстановление своих нарушенных жилищных прав в судебном порядке (ст. 11 Жилищного кодекса РФ).

Екатерина ГУЦАН, ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Партизанске

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.