Александр ЕРКИН: «Пусть возродится шахтерская слава Сучана»

17.05.2017

И в 80 лет ветеран верен своим принципам и увлечениямНа протяжении нескольких десятков лет обращение «Вам привет от Александра Акимовича Еркина из Сучана» являлось неким условным знаком для представителей всей угледобывающей отрасли огромного Советского Союза и даже за его пределами.На шахтах Кузбасса, Донбасса, Воркуты, Сахалина, Шпицбергена и Монголии, и во многих других местах аботники угольной отрасли знали, что стажеры и выпускники Сучанского, а позже Приморского горного техникума — это специалисты высокого уровня, которые знают свое дело на «отлично» и в забое никогда не подведут.
Так кто же он такой, Александр Еркин? Корреспондент «Вестей» встретился с Александром Акимовичем накануне его 80-летнего юбилея.

Еркины

А все началось с того, что в далеком 1938 году в шахтерский Сучан приехали «учиться на шахтеров» четыре брата Еркиных – Петр, Григорий, Афанасий и Александр, которые в будущем стали гордостью приморской и дальневосточной угледобычи.
– Григорий быстро пошел в гору и дорос от начальника горнотехнической инспекции до должности директора шахты №20. Четверть века отдал шахтерскому труду и Петр, а Афанасий после окончания Сучанского горного техникума и ДВПИ прошел путь от механика шахты № 10 до управляющего комбинатом «Сахалинуголь» и заместителя управляющего по экономике объединения «Приморскуголь». За партой Сучанского горного техникума начал свой путь в шахтерскую профессию и я, – вспоминает Александр Акимович.
Не отставал от старших братьев младший Еркин. После окончания Сучанского горного техникума работал горным мастером на Кузбассе, на шахте имени Кирова, а после службы в армии вернулся в Сучан, где пришел на место диспетчера на шахту «Глубокая». Трудился хорошо, на совесть. Прямого и принципиального парня избрали председателем шахтового комитета, позже, по направлению крайкома КПСС, направили на учебу в высшую партийную школу, а по ее окончании назначили директором родного Сучанского горного техникума. Руководил кузницей шахтерских кадров Александр Акимович Еркин по-отцовски, заботливо.
– Я всеми силами старался для техникума «выбить» новые фонды, учебные пособия, наконец, обустроить быт студентов лучшим образом, договориться о том, чтобы они проходили производственную практику на лучших шахтах Приморского края и других угледобывающих регионов Советского Союза.
 С таким отношением к учебному процессу и людям, быстро подобрался надежный костяк педагогов, многие из которых имели за плечами реальный шахтерский опыт, это гарантировало, что студенты техникума будут знать «на зубок» не только теорию, но и в совершенстве владеть практическими навыками. Навыки новички отрабатывали в учебной шахте, которая до мелочей была копией действующей.
– Я лично участвовал в обустройстве учебной шахты. Она имела смычку с шахтой № 1, что давало возможность в миниатюре воспроизвести весь процесс угледобычи и транспортировки добытого угля, на пласт которого учебная шахта также имела выход.
Народный контролер – это ответственность
Отработав без малого десять лет директором горного техникума, Александр Акимович Еркин был направлен на работу в городской комитет народного контроля.
О тех временах вспоминал в газете «Вести» от 27 августа 2010 года член ГКНК, редактор газеты Анатолий Поперечный: «Это был принципиальный и требовательный председатель комитета народного контроля. Попасть на заметку в ГКНК считалось весьма нежелательным, ибо это сулило большие неприятности и огласку, невзирая на чины и звания».
– Уже само определение «комитет народного контроля» нас ко многому обязывало. Мы имели полномочия проверить на предмет соблюдения социалистической законности любую базу, склад, магазин. Но главным критерием успеха была обратная связь с населением, жители сообщали нам о перегибах и нарушениях. И это были не анонимные письма, а обращения граждан и трудовых коллективов, члены которых требовали справедливости.

Вернуть воинов на родину

С началом перестройки, когда рухнул железный занавес, в страну стали приезжать родственники японских военнопленных, умерших во второй половине 40-х годов в лагерях от Читы до Владивостока, для того, чтобы вывезти их прах в Японию.
Слава Сучанского горного техникума гремела на всю странуДля содействия этому процессу в Партизанске была создана общественная организация «Сакура», которую и возглавил Александр Еркин.
За двадцать лет при содействии «Сакуры» были найдены, извлечены из земли и кремированы останки 620 из 860 официально погребенных военнопленных. После японской ритуальной церемонии прощания, урны с прахом отправлялись в Японию, где были захоронены в семейных склепах.
– Даже спустя много лет после тех событий, я не могу не сказать о том, что я и мои российские коллеги поражались тому, насколько японцы чтят память своих предков. Внуки и дети солдат Второй мировой считали своим долгом приехать в Россию, чтобы вернуть прах родных домой. Думаю, нам у японцев есть чему поучиться. Нужно поддерживать и ширить поисковое движение, чтобы останки участников Великой Отечественной войны не белели на Волховских болотах, а были преданы земле со всеми воинскими почестями, коих солдаты, отдавшие свою жизнь за Родину, вполне заслуживают. В эти минуты на ум мне всегда приходило известное высказывание о том, что война заканчивается тогда, когда родной земле будет предан последний солдат. Я благодарен многочисленным отделениям всероссийского военно-патриотического клуба «Поиск», потомкам японских военнопленных и всем тем, кто хоронит солдат и своим благородным делом приближает этот день.
В настоящее время остается невыясненной судьба около двухсот военнопленных, чьи захоронения до сих пор ищут японские поисковики между селами Мельники и Тигровое. В своих поисках гости из Страны восходящего солнца опираются на карты и справочный материал, накопленный за годы работы «Сакуры». Не в силах найти захоронения, японцы взяли образцы почвы из района предполагаемых могил и в специальных лабораторных условиях выясняют, есть ли в почве вещества распада органических соединений и костной ткани, входящих в состав тела человека.

Из космоса в недра земные

Особым событием в своей жизни Александр Акимович Еркин считает встречу с летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза Евгением Хруновым. Совершивший в январе 1969 года полет на корабле «Союз-5» с переходом на корабль «Союз-4» , космонавт уже в ноябре 1970 года посетил Сучан. Евгений Васильевич не ограничился дежурным посещением городских достопримечательностей, а пожелал спуститься в забой, чтобы воочию увидеть, что же это такое — шахтерский труд.
Сопровождать его на горизонт 800 метров шахты «Глубокая» довелось Александру Еркину.
– Поднявшись на-гора Евгений Хрунов сказал, что уже однажды побывал в соляном руднике, где работал его отец, но то, что увидел на «Глубокой» просто ошеломляет! На следующий день на раскомандировке Герой уважительно признался: «Перед шахтерами снимаю шляпу!», – с особой теплотой вспоминает яркое событие осени 1970-го года Александр Акимович.

О личном и о будущем

Сложилась в Сучане и личная жизнь Александра Еркина. Встретив на «Глубокой» самую лучшую на свете девушку Идею, которая после окончания Сучанского горного техникума работала плановиком, Александр сделал ей предложение. В любви и согласии живут Александр Акимович и Идея Ивановна долгие годы. Горняцкого склада оказались и сыновья, которые тоже окончили Приморский горный техникум. Старший – Сергей, заслуживший полный шахтерский стаж, работал энергетиком и главным механиком шахты № 10, а младший Вадим, правда, хоть техникум и окончил, но пошел своим путем, стал юристом. Под стать детям и внуки с правнуками.
Не стареет душой ветеран. Все еще за рулем, любит природу, море, огород. Здоровье, правда, последнее время шалит и все меньше и меньше отпускает сил на любимые занятия.
Очень рад Александр Акимович новостям о том, что возможно скоро откроют в городе одну из законсервированных шахт, рад тому, что не останется в прошлом шахтерская трудовая слава Сучана.
– Ведь не все еще потеряно. Горный техникум еще стоит на своем месте, на месте и мое любимое детище — учебная шахта, в которую я часть души своей вложил. Думаю, что она будет использоваться не как музей шахтерского труда для туристов, как некогда предлагали представители туристического сообщества, а снова послужит учебным пособием реальным студентам-забойщикам, проходчикам, подземным электрослесарям, которые выдадут на-гора новые тысячи тонн нужного стране «черного золота».
Ведь то, что делал я, мои братья и несколько поколений сучанских-партизанских шахтеров, делалось не зря, и этот опыт должен жить и продолжаться.
Желаю Партизанску процветания и славного шахтерского будущего, а жителям города и округа благополучия и успеха во всех начинаниях!

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.