Юрий Малышев: профессия — шахтер

03.08.2022

На шахте «Глубокой» Юрий Сергеевич всегда был своимМолодой машинист подземного электровоза Юрий Малышев с шахты №21 после первого года работы пришел в отдел кадров писать заявление на отпуск. Да вот незадача, выяснилось, что он на шахте-то официально и не работает…

Загруженная работой машинистка просто забыла напечатать приказ, уладил начальник шахты Станислав Борисович Липский, который похвалил понапрасну расстроенного парня за хороший труд и лично заверил заявление об отпуске размашистой подписью.
На шахте «Глубокая» Юрий Малышев всегда был своим. Здесь проходил практику, учась в горнопромышленном училище №1, позже работал помощником и машинистом шахтового электровоза и угледобывающего комбайна, забойщиком. Без отрыва от производства окончил десятилетку и горный факультет Политехнического института, а после пошел в руководители — от начальника смены до директора шахты. 37 лет отдал он шахте, из них четыре года был парторгом.

Бурей рожденный

Родился Юра Малышев на Урале в феврале 1942 года, в разгар битвы за Москву. Отец, коренной москвич и кадровый офицер Красной Армии, накануне решающего контрудара успел отправить беременную жену с детьми в эвакуацию, подальше от обстрелов и бомбежек. После Победы Малышевы вернулись обратно, но пробыли в столице недолго.
Отца, как профессионального строителя, назначили в отдельный аэродромостроительный полк. В послевоенный период в СССР активно развивалась реактивная авиация противовоздушной обороны, для которой нужно было строить современные бетонные взлетные полосы. Это была доракетная эра, и поэтому новейшие на то время истребители «МиГ-15» должны были сбивать на подлете к границам СССР бомбардировщики вероятного противника с атомными бомбами на борту. Великобритания и США именно тогда разрабатывали операцию «Немыслимое», которая предполагала массированный ядерный удар по шестидесяти городам СССР. Однако вскоре в нашей стране создали атомную бомбу и межконтинентальные ракеты, и желание у бывших союзников по Второй мировой бомбить Советский Союз пропало.
— Вслед за отцом из гарнизона в гарнизон переезжала и наша большая семья. В Нежине на Украине, Тарту и Тапе в Эстонии, Риге в Латвии, Андриаполе в России и в других городах огромной страны мы задерживались на год, реже на два. Только успевали прижиться, казенную квартиру покрасить и служебной мебелью обставить, обзавестись друзьями-товарищами, приходилось срываться с насиженного места и переезжать к месту новой авиастройки. Мой отец построил более десятка аэродромов для реактивных истребителей. Сделал бы и больше, если бы не попал в 1956 году под хрущевское массовое сокращение. Тогда из армии единовременно были уволены в запас около полутора миллионов военнослужащих. Ехать было некуда, поэтому на семейном совете решили на постоянное место жительство отправляться к бабушке с дедушкой в Приморье на станцию Фридман, где отец во время срочной службы строил ширококолейную железную дорогу и познакомился с мамой, — рассказывает Юрий Малышев.
Тихон и Мария Овчинниковы тепло встретили родных переселенцев. Погостив немного на станции, семья вскоре осела в Сучане, где отец устроился работать по специальности в ремстройконтору Горкомхоза.
Его бригада занималась возведением известных в городе щитовых «финских» домиков, в которые переселяли из бараков семьи шахтеров. Некоторые из этих домиков сохранились до наших дней. Несколько, например, на выезде из города в сторону Находки.

По шахтерской стезе

После сменыЗакончив восьмилетку, Юра Малышев поступил на учебу в горнопромышленное училище №1, которое окончил по специальности машинист электровоза. На небольшом ОКУ-8 возил молодой машинист на трех горизонтах шахты №21 вагончики с людьми, породой и углем, а на ОКУ-2, которые легко помещались в клеть и могли путешествовать на горном лифте с горизонта на горизонт, развозил лес и нужные в забое и проходке материалы. Под землей находилась полноценная железная дорога со стрелками, семафорами, тупиками и импровизированными станциями. Электровозы работали на аккумуляторах. Они не имели крыши. Машинист сидел на круглом стульчике в открытой кабине и вел свой состав по низкому и весьма узкому тоннелю, высотой он был всего два с половиной метра. По бокам пролетали стены, сорок сантиметров с одной стороны и метр двадцать с другой, под которой находился водоотлив, покрытый деревянным трапом – по нему при необходимости шахтеры могли пройти в шахту и обратно пешком:
— Управлять электровозом нас учили весьма интересным способом. Первые два месяца стажировки будущие машинисты «привыкали» к системе темных тоннелей, ремонтируя пути в бригаде проходчиков. Следующие два — трудились на подкатке и сцепке-расцепке вагонеток и два последних в качестве «тормозного», помощника опытного машиниста.

Машинист, комбайнер, директор

Общая протяженность подземных путей была более двадцати километров. Локомотивы ходили даже на горизонте 814 метров. За смену приходилось перевозить до 25 вагонеток, общим весом полезного груза в сто тонн.
Надо отдать должное мастерству горняков, заложивших шахту «Глубокая». Вертикальный ствол был пробит так, что с годами с освоением новых горизонтов сокращалось плечо доставки. К 1996 году, когда шахта была закрыта, приходилось возить вагонетки на расстояние всего несколько сотен метров.
— Думаю, что «Глубокую» закрыли вовремя, так как в зоне добычи угля оставалось на пять-шесть лет интенсивной работы. Чего не могу сказать про другие шахты города, где добыча, считаю, могла продолжаться намного дольше, — говорит Юрий Малышев.
В 1969 году после поступления в институт Юрий Сергеевич переквалифицировался из транспортников в забойщики, окончил курсы машинистов добывающего комбайна.
— Нас на «Глубокой» было всего 15 человек комбайнеров – элита! Александр Барышев, Василий Иванович Моисеенко, Владимир Подколзин и другие надежные люди. Мы не задавались, так как управлять комбайном в бригадах забойщиков негласно научили всех опытных работников. Это было необходимо для того, чтобы в случае отсутствия комбайнера не останавливалось производство, и не страдал план добычи угля. В то же время мы, машинисты комбайнов, хорошо владели отбойным молотком и свободно, в случае необходимости, работали в забое, — вспоминает Юрий Малышев.
С планом «Глубокая» справлялась, на копре всегда горела звезда, оповещая о выполнении месячных и годовых планов добычи и проходки. В 1978 году шахту «Нагорную» за рекордную добычу наградили орденом Знак Почета.
В конце 1980-х годов остро стал вопрос о строительстве вентиляционной системы на «Глубокой», чтобы добиться снижения температуры на нижних горизонтах. За опытом Юрий Малышев вместе со специалистами комбината «Приморскуголь» отправился на Донбасс. Посетив донецкую шахту «Глубокая», в которой добыча шла на горизонте один километр двести метров, партизанские шахтеры не увидели эффективной системы вентиляции:
— Жара в забое стояла страшная. Шахтеры работали, раздевшись до нижнего белья. Холодильные установки не создавали даже видимости комфортных условий труда. Несмотря на это, мы все-таки решили построить систему вентиляции в Партизанске. Посчитали, что в приморском климате она все же снизит температуру на горных выработках. От «холодильников» сразу отказались, поскольку они сами при работе давали колоссальное количество тепла. Вентиляционной системой занимались украинские подрядчики, но с начавшимся развалом в стране специалисты вернулись домой, не закончив работы.

Все для людей

Проработав почти десятилетие секретарем партийной организации, Юрий Малышев думал не только о том, сколько плана даст шахта. Людям нужно было как ударно трудиться, так и отдыхать, и жить в нормальных условиях. А еще «Глубокая» славилась своими спортсменами, денег на инвентарь и форму для них не жалели. А на месте старого оврага возвели стадион и проводили соревнования. На шахте были сильные хоккейная и футбольная команды, на краевых соревнованиях завоевывали призовые места городошники, лыжники, волейболисты и легкоатлеты. Был развит туризм. Известные турклубы «Таежник» и «Берендей» создали Виктор Данилов и Геннадий Козлов – работники шахты. Выходные и праздники шахтерские семьи проводили на базе отдыха в Хмельницком.
Чтобы побывать на экскурсии на «Глубокой», выстраивались очереди: в гостях у шахтеров бывали пионеры и школьники, поэты, писатели, артисты, космонавты и иностранные делегации.
Юрий Сергеевич Малышев награжден медалями «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда», тремя знаками «Шахтерская слава». В 2012 году награжден Почетным знаком «За заслуги перед Партизанским городским округом».
Сегодня он активный общественник, член президиума городского Совета ветеранов.
— Считаю, что шахтеры внесли самый весомый вклад в развитие нашего города. Их руками он был построен среди тайги и их стараниями достиг пика своего экономического развития. Надеюсь, потомки сохранят память о нас и вдохнут в Партизанск новую жизнь, — уверен ветеран-шахтер.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.