Малая родина — Первая шахта

09.09.2022

Виктор ШумовО Викторе Ефимовиче Шумове мы начали наш рассказ в праздничном номере «Вестей» от 26 августа. Сегодня хотели бы продолжить рассказ о нашем земляке, его большой семье и о месте, где появился на свет.

Виктор Ефимович Шумов принадлежит к удивительному поколению советских людей – самоотверженных, бескорыстных, для которых честь и совесть были не пустым звуком. Об этих людях с восхищением говорили даже наши идеологические противники. Так, государственный секретарь США Генри Киссинджер признавался: «Меня сложно назвать поклонником социализма, я западный человек с западным мышлением, но я считаю, что в Советском Союзе действительно рождался новый человек, можно сказать – homosoveticus. Этот человек был на ступень выше нас, и мне жаль, что мы разрушили этот заповедник. Возможно, это наше величайшее преступление».
Витя Шумов родился в феврале 1935 года в поселке шахты №1. Родители его приехали в Сучан по оргнабору из Белгородской области всего лишь два года назад. И пустили здесь крепкие корни, жили дружно, родили и воспитали четверых детей, всем дали достойное образование. Мама — Федора Андреевна работала подсобной рабочей в местном магазине Сучанторга. Отец, Ефим Алексеевич, на шахте –лесогоном и крепильщиком. Но не долго, его отозвали в строительно-ремонтную группу ЖКО треста «Сучануголь», поскольку он оказался еще и отменным штукатуром-маляром. Это его лепнина украшает фасады зданий по улице Щорса, напоминая нам о далекой сталинской эпохе и особенной монументальной архитектуре той поры. О своей родине и детстве Виктор говорит в превосходной степени. Заслушаешься, как хорошо, по-доброму он о ней рассказывает. Родную сторонку он посещает часто, неспешно проходит по знакомым улицам, любимым тропинкам, непременно заходит на погост, где покоится прах его родителей и где всплывают в памяти, ставшие уже историческими, дела давно минувших дней. Только там его душа поет, вспоминается счастливое детство, где рос, впитывая в себя красоту уникальной природы, постигая мир людей трудолюбивых, неприхотливых и жизнерадостных. Там он получил прекрасное образование, испытал первую и единственную любовь, сыграл свадьбу с любимой Варенькой и главное: вынес из тех лет радостное мироощущение, которого хватило ему на многие годы.
Первое свое путешествие в центр Сучана Витя совершил в дошкольном возрасте. На остановку Первой шахты подошел ГАЗ-51, народ его называл «грусть-тоска». Потому что приходил он не всегда по расписанию, и ждать его приходилось долго — в тоске и печали. Но в этот праздничный день Первомая газик повез принарядившихся первономерцев на демонстрацию и нашего героя в том числе. Праздничное шествие проходило на стадионе, который тогда был в районе третьей шахты, выше нынешней ветлечебницы. Многочисленная толпа людей, красные знамена, транспаранты, громкие марши духового оркестра ошеломили мальчугана. А когда заметил, что люди в основном разошлись, спохватился. Но «грусть-тоски» и земляков уже не было. Кто-то посадил его на проходящий по узкоколейке паровозик, и он отправился, как оказалось, в город, с заходом на шахты №10, 16 и дальше. И тут машинист приметил мальчонку, сжавшегося в комочек от страха, не в состоянии вымолвить ни единого внятного слова, и сдал его в милицию, благо она находилась рядом с узкоколейкой по пути следования. Там личность его была установлена, и стражи общественного порядка отправили его в родные пенаты, опять же на паровозике, следовавшем до шахты №1.
Семья Шумовых проживала в рубленых «коттеджах» на четыре семьи — в однокомнатных квартирах с печным отоплением. Сначала на улице Веселой, затем на Кубанской, ранее она называлась Стахановской. Но обе они находились недалеко от территории шахты, которая была центром поселка, кормилицей, вся трудовая, общественная и культурная жизнь образовывалась вокруг нее. Тяжелый и опасный шахтерский труд объединял не только горняков, но и их семьи, создавая особую атмосферу взаимопонимания, сплоченности и… радости бытия. Виктору запомнилась именно эта сторона его жизни. На берегу Каменки была большая поляна, где отдыхали шахтеры в выходные дни. Отдыхали весело: играли на гармошках, пели и плясали, резались в карты и забивали домино, мерялись силой и, конечно, выпивали, беззлобно подшучивали друг над другом и потешаясь забавными шахтерскими байками.
Но как же много они трудились! У многодетной семьи Шумовых было несколько огородов. На них выращивали много картофеля, овощей, кукурузы, фасоли, сои, чимизы и прочих культур, которые шли еще и на корм свиньям, курицам, уткам. И детвора постоянно была при деле. Собирая виноград, кишмиш, лимонник, малину, грибы, которых в те времена еще было довольно много, попутно лазали по деревьям, выискивая птичьи гнезда. Наблюдали за их повадками, забирали домой яйца редких птиц для своих коллекций. В запрудах Хлыстовки и Каменки не только купались в ледяной воде и развлекались, но и ловили вилками балабу, толстолобиков, ленков и домой к обеду приносили увесистый улов. С высоты породных терриконов в снежные зимы дружной ватагой катались на санках, а летом — собирали на них отборный уголь, орешек, от которого печки раскалялись докрасна. И его хватало на всю долгую зиму.
С Первой шахты начинался Партизанск. Фото с сайта pastvu.comВиктор еще учился в школе, когда случился пожар в шахте. В течение недели из ее ствола шел черный столб дыма. А под землей находились люди. По этой причине горноспасатели не стали производить реверсацию воздуха в надежде, что кто-то из них мог выжить. И были чудом выжившие. Кузьма Ванчурин — горноспасатель потом рассказывал, как жутко это было. Обессиленные, но еще живые, люди шли от очага пожара вглубь шахты. И вдруг ощутили слабую струю свежего воздуха. Она шла со стороны заброшенных старых выработок. Вот по ним, разгребая завалы, они в течение недели и выбирались на поверхность. Воды не было, но, чтобы как-то поддерживать свои силы, отрезали у павших лошадей языки и ели. Выжили немногие, а 28 человек, в том числе четыре спасателя, погибли. Несколько лет шахта не работала, стояла затопленная водой. Но все-таки вернулась к жизни и еще долгие годы давала уголь. И в ней еще успел поработать Виктор Шумов после окончания техникума в 1954 году, но всего три месяца до призыва на срочную службу в армию.
Учеба в Сучанском горном техникуме стала судьбоносной, определившей всю его дальнейшую жизнь. Слава техникума в те годы гремела по всей стране. Славился он, прежде всего, уникальным составом преподавательских кадров, знаменитой лабораторией шахтного оборудования, которой не было равной даже в Политехническом институте горного отделения, и высоким качеством знаний у его выпускников. Виктор с огромной благодарностью вспоминает директора техникума Ф. Н. Урожаева, талантливых преподавателей с интересными жизненными судьбами: П. Н. Хромова — создателя лаборатории, Иллариона Фомича Палшкова, В. И. Пудовкина, В. М. Белобрицкого, вклад которых в образовательную и просветительскую работу и не только среди студентов, но и жителей поселка, трудно переоценить. Общение с ними дало ему жизненные установки на всю дальнейшую жизнь.
В рядах Советской Армии его образованность, интеллект заприметили и направили в школу младших авиаспециалистов радиотехнической службы. После ее окончания проходил двухгодичную службу в действующей авиачасти. Ему предлагали остаться на сверхсрочной службе. Но он, мечтая продолжить учебу в институте по избранной специальности, отказался. Демобилизовался из армии в июле 1957 года. Вскоре ему присвоили звание младшего лейтенанта запаса. Много лет он сотрудничал с военкоматом, тогда, с его слов, был еще крепким и деловым, возглавлял пятый участок оповещения на общественных началах. Был снят с воинского учета по возрасту в звании капитана запаса. Продолжать учебу дальше не стал. В работу ушел с головой, она забрала все его свободное время, погрузив в свои бесконечные проблемы. Поэтому повышал свою квалификацию на двухмесячных курсах в городах Котовске, Новосибирске, Караганде. В восьмидесятилетнем возрасте он закончил свою трудовую карьеру в водоканале в должности инженера по охране труда.
В отличие от многих своих ровесников, он не питает иллюзий на возрождение СССР, хотя категорически не согласен с его развалом. Сейчас его заботит другое: как убедить, принудить владельцев былой государственной и общенародной собственности видеть в людях, работающих на них, Людей! Заботиться о них, ценить и охранять их труд, и, конечно, оплачивать его достойно. Виктор Ефимович еще полон сил, разум его светлый. Он поддерживает свое здоровье физическими нагрузками, движением. И пусть же все это сохранится в нем на долгие годы. Спасибо ему за его самоотверженный труд на благо своих земляков.

Любовь САМОХВАЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.