Мастер пейзажа Геннадий Копылов

17.04.2015

КопыловГоворят, талантливого человека даже в очень юном возрасте можно узнать по глазам. Передо мной фотография Геннадия Копылова в юности. Взгляд мягкий, добрый и одновременно очень внимательный и глубокий — взгляд художника, способного заметить красоту в привычных для нас вещах, мимо которых часто проходим, не обращая внимания.Самые разновозрастные ценители творчества Геннадия Копылова, знакомясь с его работами на многочисленных выставках — и у нас в Партизанске, и в соседнем Партизанском районе, и в краевой столице — отмечают их теплоту и задушевность. Геннадию Дмитриевичу присвоили негласный титул “Мастер пейзажа”. Он считался непревзойденным мастером в изображении водной стихии, будь это волны морского прибоя, тихая озерная гладь или бегущая вприпрыжку горная речка. И мастерское умение передать состояние неба в любом освещении, со всеми переходами света и тени — зимнего холодного, светло-голубого летнего с легкими завитками облаков — тоже конек этого художника. Особенно у него получались пейзажи, где граничили небо и вода, плавно переходя на горизонте, точнее, перетекая из одного естества в другое…
Удавались Геннадию Копылову и портреты, которых у него немного. Стоит вспомнить, какое впечатление на посетителей выставок производил портрет внучки Светланы под названием “Мечты”. Находились горячие головы, которые, не подозревая о родственных связях юной красавицы с автором полотна, просили ее адрес или телефон… А чего стоят натюрморты со свежими, сияющими красками! Цветы Геннадий Дмитриевич любил все — сирень, ромашки, розы, но особенно по душе ему была непритязательная красота золотых, или огненных шаров.

“Реализм, жесткий, как ржаной сухарь…”

Особняком стоят работы, посвященные Великой Отечественной войне, их немного, но на них беспощадная правда о том лихолетье, будь это судьба солдата-инвалида, вернувшегося с войны к разрушенному дому или приход партизан в избу предателя, на котором кровь и смерть их товарищей… О работах Геннадия Копылова и других художников-фронтовиков, выставка которых проходила в здании краевой администрации в год 55-летия Победы, журналист Василий Буслаев отозвался так: “Это сугубый реализм, жесткий, как ржаной сухарь”…
К карандашу и краскам его тянуло с раннего детства. Позже школьная учительница показала рисунки Гены Копылова своему брату, профессиональному художнику, и тот рекомендовал учиться рисованию серьезно. Было это в подмосковном Серпухове, еще в довоенные тридцатые годы. Там при Доме пионеров была изостудия, в ней и начал постигать азы изобразительного искусства будущий художник. Его наставником стал ученик Коровина — талантливый художник Александр Бузовкин. У него юноша Копылов прилежно занимался на протяжении пяти лет, добиваясь предельной выразительности в передаче фактуры любого материала, даже в акварели, не говоря о живописи.

Война, любовь и живопись

Но в судьбу паренька, как и других ребят и девушек, на чью долю выпали “сороковые-роковые”, вмешалась война и надолго отодвинула планы стать художником.
1942-й год… 17-летнего Геннадия Копылова призывают в Красную Армию, однако направляют не на запад, а на Дальний Восток, где советское правительство планировало со временем свести счеты с союзником гитлеровской Германии — милитаристской Японией.
Сержант 542-го стрелкового полка 345-й стрелковой дивизии в составе Первого Дальневосточного фронта освобождал в 1945 году от японцев Муданьцзянь. Однако война на Дальнем Востоке, а с ней и Вторая Мировая, завершилась стремительно. И сержанта Копылова направляют в военное училище Биробиджана. Здесь и познакомился он с серьезной девушкой Машей, учившейся в педагогическом училище. Получив звание лейтенанта, был направлен в Уссурийск, в штаб Дальневосточного военного округа. И там выбирал минуты для карандашных набросков, живописных работ, и, конечно, для писем любимой. В одном из них сделал предложение руки и сердца, и в ответном письме получил согласие. Перейдя на последнем курсе на заочное отделение, девушка переехала в Уссурийск, и стала Марией Копыловой, второй половинкой любимого человека и его единственной музой на десятки лет их счастливой семейной жизни.
Живя в Уссурийске и будучи уже в звании капитана, Геннадий Копылов поступает на заочное отделение Московского народного университета имени Крупской и оканчивает отделение рисунка и живописи. Он много занимается самообразованием, собирает дорогие издания, посвященные живописи и творчеству известных русских и зарубежных художников. Ищет в этих книгах ответы на свои вопросы и даже способы смешивания красок…

Он выбрал Сучан

После перевода штаба ДВО из Уссурийска в Хабаровск, Копыловым предложили на выбор — перевод в Хабаровск или в Сучан.
Мария Степановна вспоминает:
— Мы подумали-подумали… Хабаровск знали, а вот о Сучане, про который тогда много говорили, не знали ничего. И решили посмотреть, что это за Сучан такой.
Приехали — никакого жилья нам не предоставили, я плакала неделями. В военкомате была кладовка, в которой мы и жили со своим сыном-первенцем. Но я понимала, что муж — человек военный, должен исполнять приказы командования. Правда, потом не выдержала и написала письмо руководству, где задавала вопрос: почему я, потеряв на фронтах Великой Отечественной войны отца и брата, выйдя замуж за участника войны с Японией, должна ютиться с мужем и сыном в неприспособленном для жилья помещении? Квартиру нам тогда выделили сразу.
Вот такая метаморфоза — человек, для которого поначалу не нашлось в нашем городе своего угла, стал потом, в 2002 году, его почетным жителем.
Совершенно новая полоса жизни началась у Геннадия Дмитриевича и его семьи, где росло двое сыновей, после увольнения в запас с военной службы, которой он отдал без малого 35 лет жизни. С дружескими компаниями семья выезжала на пикники на природу. И Геннадий Копылов не забывал прихватить этюдник и палитру.
На ближайшие 29 лет родной для него стала вторая школа — здесь учил девчонок и мальчишек основам художественного оформления и живописи, преподавал старшеклассникам основы начальной военной подготовки. Все 13 выпусков, которые сделал Геннадий Копылов, уважали своего военрука за справедливость, ценили его скромность, простоту в общении. Мария Степановна хранит медали, которыми наградили любимого педагога выпускники 1979-го и 1980-го годов. На одной надпись — “За честность и справедливость”, на второй — “За доброту, остроумие, простоту и справедливость”. В семейном архиве есть и программка забавного концерта, которым школьный ВИА поздравил любимого педагога с 60-летием и с 35-летним юбилеем совместной жизни с супругой Марией Степановной. И, конечно, там был куплет известного шлягера : “ Я рисую, я тебя рисую, я тебя рисую, сидя у окна”…

На память — кАРтины

Как призналась Мария Степановна, она почти никогда не соглашалась позировать мужу. И добавила: “А сейчас часами бы сидела, да нет моего любимого с его золотыми ручками…”
Вдохновение не покидало Геннадия Дмитриевича, несмотря на зрелый возраст, он ежедневно садился за мольберт. И появлялись новые и новые его пейзажи, натюрморты, жанровые картины, с которыми практически ежегодно знакомились в выставочном зале музея новые и новые поклонники его творчества. Специально, чтобы посмотреть работы, крепко западающие в сердце — “Березовая роща”, “Летний день”, “Осень” и многие другие — приезжали жители Находки, Ливадии, Партизанского района.
И появлялись в книге отзывов восторженные отклики с благодарностью мастеру кисти за любовь к родному краю, которой он щедро делился со всеми, кто видел его полотна. Многие картины он дарил. Немало работ “разъехалось” в разные уголки России и даже в другие страны. А один из пейзажей увезла в Саратов делегация, доставившая в 90-е годы гуманитарную помощь шахтерам Партизанска.
Нила Задорожная, не раз писавшая о творчестве Геннадия Копылова и дружившая с художником и полковником в отставке, писала в газете “Утро России” пять лет назад:
“ Вот идет он по Ленинской, опираясь на палочку. Идет не спеша, радуется встречным знакомым, то и дело отвечая на приветствия, готов поговорить. Направляется в городской музей истории, давно ему родной. Здесь его любят, ценят активное участие в работе совета музея, благодарят за подаренные картины…”
Летом 2012 года Геннадия Дмитриевича не стало. Остался недописанным пейзаж с розовыми облачками расцветающего на скалах багульника… Перелистывая каталог работ Геннадия Дмитриевича, который сделала внучка Света, живущая в Хабаровске — девушка в веночке из ромашек с картины “Мечты”, Мария Степановна говорит:
“Скольких здесь нет, муж их раздарил, пока пришла идея Свете создать каталог. Хотелось бы их все видеть. Ведь я была первым критиком, просила выписывать каждую веточку, каждый листочек. А Гена отвечал, что в живописи это называется фотографизмом и сейчас совершенно не ценится. А я спорила, что картины крупными мазками воспринимаются только на расстоянии”.
Самая любимая Марией Степановной картина под названием “Ностальгия” написана так, что каждый листочек на ближних деревьях виден. А на глади озера, к которой, кажется, прикоснись рукой и заплещется вода, отражение куполов собора на холме и неба с неторопливо плывущими по нему облаками… Это родная сторона Геннадия Копылова. Работа эта ни разу не появлялась в выставочных залах, но на персональной выставке, посвященной 90-летию Геннадия Дмитриевича, которая 5 мая, в преддверии юбилея Победы, откроется в городском музее, Мария Степановна решила выставить и этот милый ее сердцу пейзаж, и натюрморт с любимыми цветами мужа — золотыми шарами, и еще немало работ, которые, я уверена, найдут живой отклик у всех посетителей выставки.

Тамара ГОЛОВАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.