Малышу место в автокресле

25.11.2016

В последнее время в Интернете и СМИ активно обсуждаются новые требования перевозки детей в автомобилях, а также еще одно нововведение: с 1 января 2017 года будет запрещено оставлять детей до семи лет одних в машине без присмотра.Однако эти сведения пока из области предположений, без точных дат. На сегодняшний день новые требования только планируют внести в ПДД и официально сотрудникам ГИБДД их не доводили.
Итак, на сайте МВД РФ сообщается, что 22 июня 2016 года был подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации “О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации”. Указано, что пункт 22.9 ПДД предлагается изложить в новой редакции — детей младше 7 лет разрешат перевозить только в детских удерживающих устройствах, а детей от 7 до 11 лет — на заднем сидении либо в автокресле, либо с использованием штатных ремней безопасности, а на переднем сиденье — только в удерживающем устройстве. Также предлагается пункт 12.8 ПДД дополнить абзацем: “Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствии совершеннолетнего лица”.

Один в автомобиле — как один дома

Если требование пристегиваться самим и перевозить детей в специальных креслах уже привычно, то запрет оставлять дошколят одних в салоне машины — новшество. Почему? По статистике растет число случаев детской смертности от удушья в запертых машинах. В новостях, особенно летом, появляются сюжеты о детях, закрытых в салоне авто на самом солнцепеке, как правило у магазинов и торговых центров. Такая небрежность становится смертельной опасностью для крохи. Температура тела у ребенка в жару поднимается в 3-5 раз быстрее, чем у взрослого, а произойти в отсутствие взрослого может даже непоправимое.
В Москве пятимесячного младенца без сознания в закрытой машине на 30-градусной жаре обнаружили работники эвакуатора, намеревавшиеся увезти машину, припаркованную в неположенном месте. В Казани служба эвакуации и вовсе увезла с места неправильной парковки машину со спящим 6-месячным ребенком внутри, его не заметили из-за глухой тонировки авто. В Красноярске малыш попал в реанимацию с тепловым ударом, по словам очевидцев, он провел один в закрытой машине на солнцепеке не менее двух часов. Два года назад во Владимире водитель запер в машине детей в возрасте пяти, трех лет и годовалого кроху, оставив их смотреть мультики по телевизору. Пока взрослого не было, в машине замкнуло проводку, автомобиль загорелся, детей в тяжелом состоянии увезли в больницу, но самого маленького спасти не удалось. Тем же летом в Ижевске месячный младенец задохнулся в машине, пока родители отошли в торговый центр на полчаса. В Магадане родители в мороз оставили трехмесячного ребенка спать в багажнике джипа и ушли в гости.
Были случаи, когда машину угоняли вместе с детьми, которых потом высаживали на трассе, или дети приводили припаркованный автомобиль в движение — заводили ключом зажигания либо снимали заведенную машину с ручника. Трагично оканчивались и игры со стеклоподъемниками.
Подобные ситуации привели к инициативе подготовить поправки в ПДД, которые призваны предотвратить гибель детей от переохлаждения, удушья и перегрева в автомобиле, свести к минимуму возможность возникновения других опасных ситуаций.

Без “уголков” и “бустеров”

Проект поправок в ПДД, о которых говорится в пресс-релизе МВД РФ, содержит такое условие — автокресло должно соответствовать возрасту и весу ребенка. Разработчики инициативы предлагают запретить для перевозки детей “иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства”. Как показали серии динамических испытаний НИЦИАМТ ФГУП “НАМИ”, “уголки” и “бустеры” не обеспечивают должного уровня защиты ребенка. Более того, по мнению специалистов, они усугубляют последствия ДТП для ребенка в сравнении со штатными ремнями безопасности, которыми можно пристегивать ребенка без каких-либо дополнительных приспособлений.
На этом фоне поднимается новая волна споров между противниками и сторонниками детских кресел в авто. Но реальность такова — необходимость использования удерживающих устройств давно прописана законодательно, установлены штрафные санкции за нарушение требования ПДД.
По мнению экспертов, автокресла подводят тогда, когда они выбраны не по возрасту и весу ребенка, неправильно установлены или технически неисправны. На официальном сайте ГИБДД РФ есть рекомендации по выбору безопасного автокресла. Прежде всего, стоит обратить внимание на наличие пятиточечного ремня безопасности, мягких накладок на ремнях, боковой усиленной защиты.

И сам не пристегнулся, и ребенок без кресла

Противники удерживающих устройств говорят, что большинство автокресел не соответствует техническим требованиям, непрочны и в случае серьезной аварии не спасут. Также они считают, что ребенку в кресле некомфортно и засыпает он там в неудобной позе, а требования ПДД попросту направлены на сбор штрафов.
Вот пример: Елена, мама двоих детей, возит дочь-дошкольницу на заднем сиденье машины, ничем не пристегивая, на дальние расстояния — от Хабаровска до Находки. Если Елену останавливает инспектор ГИБДД, то дочка по привычке прячется за водительским креслом и сидит молча, пока “дядя в погонах” не отпустит маму.
Еще взрослые, находясь за рулем, усаживают себе на колени кроху, а дошколят сажают на переднее пассажирское сиденье, и так разъезжают, игнорируя не только правила, но и здравый смысл. Это можно увидеть в центре города и у жилых домов. Родители считают забавным дать годовалому карапузу или двухлетнему сынишке “порулить” большой настоящей машиной на трассе. Зачастую и сам взрослый игнорирует ремни безопасности.
Но ведь автомобиль — источник повышенной опасности. Где гарантия, что водитель с малышом на коленях адекватно отреагирует на аварийную ситуацию на дороге? При столкновении или резком торможении вес человека возрастает в несколько раз — это физика уровня средней школы. Можно ли удержать и не придавить кроху в этом случае?
Некоторые перевозят новорожденных в авто на руках или в мягкой переноске от коляски, то ли не зная об автолюльках для деток такого возраста, то ли игнорируя их. Старшее поколение и вовсе считает, что автолюльки вредны для крохи, не умеющего сидеть, и не разрешают молодым родителям покупать автокресла. Но конструкция такого удерживающего устройства физиологична, ребенок находится в ней полулежа, как в чаше, они доступны по стоимости и порой идут в комплекте с детским креслом. Автолюльку с малышом удобно переносить, держа как корзину. В Европе и США мать с младенцем не выпишут из роддома, если за ними приехала машина без автолюльки. Там это контролируется строже, нежели в странах СНГ.
Небрежность “всплывает”, как правило, во время аварий… Сразу два ДТП, в которых получили травмы малолетние пассажиры, произошли в нашем округе летом 2013 года. В июне в районе 73-го участка столкнулись три машины, в одной из них на заднем сиденье на руках отца, не пристегнутого ремнями безопасности, был месячный ребенок. В результате ДТП младенца доставили в больницу с подозрением на закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. В июле в районе села Казанка столкнулись две легковушки. Пострадавший в аварии ребенок ехал на руках у матери, пристегнутой ремнем безопасности.
Помимо ежедневных проверок на дорогах, инспекторы ГИБДД вместе со школьниками проводят рейды и проверяют наличие детских удерживающих устройств. Так, в июне и в августе 2016 года в рамках операции “Внимание, дети!” проходила акция “Пристегни ребенка!”, ребята раздавали водителям листовки и буклеты. Всего по данным ГИБДД ОМВД России по городу Партизанску за 10 месяцев 2016 года в ПГО выявлено 187 нарушений водителями правил перевозки детей.

Не только безопасно, но и удобно

Все же большинство родителей считают автокресло привычным атрибутом для малыша, наравне с колясками и кроватками, потому что так не только безопаснее, но и удобнее взрослому одному ездить за рулем с малышом или сразу с двумя детками.
— Дело не только в ПДД. Не представляю, как бы я рулила с младенцем на руках? — говорит мама Светлана. — Я в декрете, но почти каждый день отвожу старшего ребенка в школу и на танцы, езжу за продуктами или в аптеку, поликлинику, к бабушкам. Дети сзади развлекают друг друга в пути и не отвлекают меня. Да, автокресло громоздкое, не очень удобное, но это временно, дети быстро растут.
Еще один нюанс в жизни маленького пассажира — порой родителям крохи приходится пользоваться услугами такси. В провинции, как и в крупных городах, не все таксомоторные фирмы имеют детские кресла.
— У нас с мужем своей машины нет, — рассказывает молодая мама Ольга. — Мы ездим с друзьями или дедушками в их машинах как пассажиры, поэтому сами купили ребенку автокресло, держим его дома на случай поездок, в том числе в такси.
Однако постепенно услуги становятся цивилизованнее, компании-перевозчики закупают детские кресла, и уже бывает, что таксист отказывается перевозить пассажира, если тот не предупредил, что поедет с ребенком. В Партизанске тоже есть фирмы такси с детскими удерживающими устройствами, но о том, что с вами будет маленький пассажир, диспетчеру нужно сообщать заранее, при заказе машины.
За требованиями ПДД стоят сотни краш-тестов и трагичных ДТП. В Интернете немало роликов с испытаниями автомобильных детских кресел в лабораториях и на автодромах. Есть выражение среди автомобилистов — “правила безопасности написаны человеческими жизнями”, а значит, их делают строже неспроста.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.