Алексей МАКЛЮКОВ: «На руднике в лаптях не ходили»

27.08.2021

Главная тема научных работ - история Сучана-ПартизанскаБогата земля Партизанска выдающимися людьми. Родились, жили и работали здесь прославившие город своими подвигами и достижениями министры, ученые, путешественники, генералы… Многое знает о них Алексей Маклюков.

Наш земляк и сам неординарная личность – в свои 34 года он кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом истории Дальнего Востока ДВО РАН.

Победила наука

Школьные годы будущего историка пришлись на 90-е. В Партизанске закрывались шахты и другие предприятия, сотни людей одновременно теряли любимую работу и средства к существованию. Желая понять причины кризиса, школьник увлекся историей России и родного города. Юного исследователя поддержала учитель истории школы №6 Светлана Катина:
– Светлана Павловна учила не бездумно зубрить, а задумываться над процессами, происходящими вокруг, искать аналогии с современностью. Мне это очень нравилось. Я стал читать дополнительную литературу, покупать книги по истории. Мы с учителем стали единомышленниками, которым всегда было что обсудить, и о чем поспорить, — говорит Алексей Маклюков.
Впрочем, Алексея влекла не только история. За шесть лет под началом известного в городе педагога и музыканта Валерия Филипповича Николаева он научился виртуозно играть на баяне. Да так, что получив аттестат зрелости, долго не мог решить, куда ему податься: в музыканты или историки. В итоге победила наука.
На историческом факультете ДВГУ всерьез занялся изучением истории Дальнего Востока, Приморского края и родного города.
— Зачем изучать историю стран, в которых я, быть может, никогда не побываю, когда рядом есть родная земля, история которой не менее интересна и увлекательна? — объясняет свой выбор ученый.

У Сучана уникальная история

Главным направлением сын шахтера выбрал историю развития угольной отрасли. Фактам и событиям, произошедшим в Сучане-Партизанске в разные годы, были посвящены его курсовые и итоговая дипломная работы.
— Я был горд тем, что у Сучана уникальная история. Он со дня своего основания был одним из главных центров промышленности Приморья и Дальнего Востока. Люди здесь не в лаптях ходили, а в сапогах и ботинках.
Со дня основания о том, как осваивается и развивается рудник, требовали регулярных отчетов российский государь и командование генерального штаба имперских Вооруженных сил, а после и все правители советской России, начиная с Иосифа Сталина. Хотели на Сучанском месторождении разжиться ценным углем интервенты и белогвардейцы. В смутное время Гражданской войны Сучан стал одним из центров борьбы за свободу и независимость, а расположенное неподалеку от него село Мельники несколько месяцев фактически было столицей края, — рассказывает о роли города в истории Алексей Маклюков.
Ученый считает, что по истории рудника, который всегда был государственным предприятием, можно в миниатюре проследить историю всего Дальнего Востока. Если в государстве случались кризисы, то они напрямую отражались на производстве и жизни шахтеров:
— Исследователи-историки находят сходство в кризисах в угледобывающей отрасли во времена Гражданской войны и в конце 90-х годов ХХ века. В эти периоды центр прекращал финансирование, и производство, неспособное выживать самостоятельно, останавливалось.
Если в период революции и Гражданской войны шахты прекращали работу на время, то на закате советской власти огни на копрах погасли уже навсегда.
Мировая экономика переключилась с угля на нефть и газ, и «черное золото» перестало быть сырьем первой необходимости. С другой стороны, стоимость добычи тонны угля неуклонно росла. Партизанский уголь был особенно дорогим. Его нужно было поднимать с почти километровой глубины. Также постоянно сохранялась опасность горных ударов и взрывов метана, на выработках часто гибли шахтеры. Сам собой вставал вопрос: зачем такие сложности и затраты, если уголь для нужд края гораздо дешевле взять на открытых участках добычи.
Еще в 60-х годах прошлого века руководство края решило на Сучанской ГРЭС вместо дорогого местного использовать более дешевый привозной уголь. Министерство угольной промышленности СССР с того же времени перестало тратить средства на развитие шахт Сучана. Их просто поддерживали в рабочем состоянии, оттягивая время полной остановки. Из опасения социального взрыва советские руководители начали работу по постепенной экономической переориентации города. В Партизанске начали строить новые заводы, которые из-за начавшейся перестройки не удалось запустить в полном объеме. Российские реформаторы миндальничать не стали и отрезали по живому. Закрыли шахты и обрекли шахтеров и членов их семей на непростые жизненные испытания.

Про клады и узкоколейку

Как утверждает молодой ученый, история Партизанска содержит множество тайн и загадок. Например, склад оружия, созданный партизанами в ущелье Щеки, но так и не найденный после окончания Гражданской войны, или казна одного из белогвардейских полков, зарытая, как писали в своих воспоминаниях участники тех событий, где-то в огороде под камнем округлой форы.
— Мы с местным краеведом Андреем Антоновым обошли городские окрестности, побывали на многих станциях Сучанской узкоколейки. Делали даже контрольные шурфы. Но, к сожалению, ничего кроме нескольких железнодорожных рельсов, клейменных двуглавым орлом, найти нам так и не удалось. С тех пор ищу тайны и клады в виде редких документов исключительно в пыльных архивах.
Одна из научных статей Алексея Маклюкова посвящена истории Сучанской узкоколейной железной дороги.
— Строительство узкоколейки и системы подъемников было особым случаем в отечественной истории. Транспортный путь начали строить по причине того, что в условиях надвигающейся войны с Японией нужно было спасать добытые запасы угля, скопившегося на Сучанском руднике. В Сучан был направлен инженер-строитель Александр Николаевич Пшеничников, который до этого строил железную дорогу в Забайкалье в условиях вечной мерзлоты. То, что он построил, было по принципу действия похоже на фуникулер. На каждой вершине на пути к Кангаузу, ныне Анисимовке, стояла подъемная машина. На строительство туннеля, по которому провели полноценную железную дорогу к Находке много позже, просто не было времени.
Наш Сучан интересен историкам из других регионов. Алексей сотрудничает с профессором Томского университета Игорем Сергеевичем Соловенко, защитившим докторскую диссертацию по теме «Протестное движение шахтеров России в 1992-1999 годах». Игорь Сергеевич, пока писал свой труд, проехал по шахтерским городам России от Ростова-на-Дону до Партизанска. Здесь он встречался с ветеранами-шахтерами и работал в городском архиве.
— Труды Игоря Сергеевича близки мне, хотя бы потому, что я внук и сын шахтера и являюсь живым свидетелем событий, описанных в его научной работе.
Большой объем «архивного клада» составили и недавно рассекреченные документы периода Великой Отечественной войны. Оказалось, что на шахты Сучана шли американские поставки оборудования, одежды и продовольствия по программе ленд-лиза. Документы о поставках таких грузов в Сучан подписаны лично членом Государственного комитета обороны Георгием Маленковым.
В рамках американских поставок в Сучан поступили передвижная электростанция фирмы «Дженерал Электрик», качественная кожаная обувь, спецодежда, перчатки, изолированный провод для подземных работ, болты, гайки, арматуры, тушенка и другие промышленные изделия, продукты длительного хранения и материалы.
— Благодаря помощи из-за океана удалось накормить шахтеров и поднять производительность труда, которая к тому времени упала на рекордно низкий уровень. В шахтах в основной массе работали женщины, старики и дети, которым при нехватке агрегатов и материалов, одежды и продуктов питания приходилось добывать уголь практически вручную.
Примечательным стало архивное дело, охватывающее период с 1928 по 1935 годы. При нарастающих в те годы в стране темпах строительства и индустриализации Приморский край испытывал острый дефицит стройматериалов. К примеру, стены ЦЭС, Дворца культуры угольщиков и других зданий различного назначения в нашем городе сложены участками из кирпича, шлакоблоков, дерева и других подручных средств и материалов.

О будущем Партизанска

В настоящее время Алексей работает над докторской диссертацией, посвященной истории электрификации Дальнего Востока с 1885 по 1991 годы.
— Считаю, что за электричеством будущее. Хочу подробно расписать, как на протяжении столетия наши промышленность и быт постепенно переходят на экологически чистые и возобновляемые источники энергии. Аргументировано подвести к выводу о том, что скоро не нужно будет сжигать уголь и нефть и извлекать из земли радиоактивный уран, чтобы зажечь спираль электрической лампочки.
Пусть кто-то и бросит в меня камень, но я искренне рад тому, что в Партизанске нет больше грязных производств: шахт и заводов.
В этом городе самая большая ценность не уголь, а люди и природа.
Считаю, что будущее нашего города за экологическим туризмом. Я с удивлением узнал, что о наших горах, реках и водопадах знает вся страна. И многие люди, насмотревшись сказочных видов в соцсетях, мечтают увидеть все своими глазами. Побывав однажды, едут снова и снова. Скалистая, Чандалаз, Макаровские водопады, Берендей и река Сучан — это уже известные бренды, которыми нужно просто умело воспользоваться.
А еще овощи и фрукты здесь экологически чистые растут. Сады и бескрайние поля. В ученых кругах слышал, что Япония, которая перенаселена и не имеет ни клочка лишней сельскохозяйственной земли, готова покупать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию за рубежом. Почему не у нас?
Будь моя воля, я бы и федеральный университет не на продуваемом всеми ветрами острове построил, а у нас, в тихом и уютном месте, в долине, где много солнца…

Антон СУХАРЬ.
Фото автора

3 комментариев на «Алексей МАКЛЮКОВ: «На руднике в лаптях не ходили»»

  1. Евгений Тарасов:

    С Универом хорошая идея. От себя предложу аэропорт в Золотой Долине и Николаевке сделать гражданскими. Красота, далеко ехать не надо.

  2. Евгений Тарасов:

    И почему надо забираться в Бойцовской перевал, когда можно проехать вдоль реки?

  3. Евгений Тарасов:

    И, всё-таки дорогу Партизанск-Новолитовск надо доделать. Начало то есть- поворот с шестого участка асфальтированная четырехполоска с бетонными столбами !!!!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.