Шахтерский сын Валентин Воробьев

23.08.2013

Забойщик с “Центральной” и угля стране дал, и сынов воспитал

Придя с ночной смены, Андрей долго не мог уснуть. Душа из Владивостока рвалась на родину, в Партизанск, где немного захандрил отец.

В памяти сами собой стали появляться детские воспоминания о том, как он, да, и все мальчишки в его дворе, гордились своими отцами, людьми героической, опасной, но нужной людям, шахтерской профессии. Гордились, а в душе волновались за то, чтобы папка со смены вернулся живой и здоровый.

И не было большей радости, чем, завидев среди людей в одинаковых спецовках, очерченными угольной пылью глазами, невысокую знакомую фигуру, стремительно побежать, чтобы первым обнять отца и поделиться с ним самыми важными новостями.

Сын вырос и написал стихи об отце. Строчки о трудяге-шахтере, который, как и его товарищи с риском для жизни спускались в забой, чтобы дать стране черное золото, поражают своей глубиной и искренностью.

Не оставили эти строки равнодушными и корреспондента “Вестей”, который накануне Дня шахтера встретился с героем стихотворения, забойщиком с 23-летним подземным стажем, кавалером знака “Шахтерская слава” Валентином Воробьевым.

Валентин Иванович, несмотря на то, что родился на Камчатке, сам себя считает коренным партизанцем, потому что именно с шахтерским Сучаном, куда он с семьей переехал в далеком 1967-м, связаны все важные события в его жизни.

Валентин, в отличие от отца и братьев Евгения и Сергея, шахтерскую профессию выбрал не сразу. После школы получил диплом электрогазосварщика, отслужил срочную в отряде десантных катеров речного флота в Хабаровске, а после демобилизации несколько лет отработал на больших стройках в Амурской области.

— Поначалу я жил романтикой и новыми впечатлениями, но в скором времени понял, что лучше родного Партизанска ничего на свете и нет. Раз понял — пакуй чемоданы и домой, — рассказывает Валентин Воробьев.

Он пошел работать в ЦЭММ, через два года перешел горнорабочим очистного забоя на “Глубокую”, а еще через три года — на “Центральную”, где и проработал до самого закрытия, но уже забойщиком. Став пенсионером, продолжил трудиться в охране, потому что сидеть без дела не привык.

И сегодня ветеран готов по первому звонку спуститься в забой, потому что в душе на всю жизнь остался шахтером. В шахте каждый себя чувствовал как дома. Коллектив смены был как одна семья. На каждого из напарников: начальника участка Евгения Исламова, забойщиков Александра Кондрата и Евгения Морева, лесогона Василия Грачева и многих других ребят Валентин мог положиться как на себя самого. Люди дружили, а потому работали слаженно, давая часто и по два плана. Так же дружно и весело отмечали свои успехи в ресторане “Кристалл”.

Как личную трагедию принимал каждый травмы, а порой и гибель товарищей, что скрывать, труд шахтера тяжел и опасен, да и “Центральная”, богатая качественными углями, была очень опасной из-за возможных горных ударов.

— Я никогда не забуду, как однажды пострадал сам. Ребята на руках вынесли меня из забоя, а мой напарник Слава Злакоманов довез до приемного покоя и не ушел оттуда до тех пор, пока не убедился, что все у меня уже в порядке. Потом год, пока лечился, не забывали. Вот такая она шахтерская дружба, — с теплотой вспоминает о товарищах Валентин Воробьев.

33 года назад Валентин Иванович женился на красивой, доброй и хозяйственной девушке Марии с приятной каждому мужчине профессией повара.

— Мы с Лешей и Андрюшей за Валентином всегда были как за каменной стеной. Как ни трудно было в 90-е, но обеспечил семью всем необходимым, помог сыновьям выучиться и встать на ноги, воспитал парней настоящими мужиками. Теперь и над внучатами, девятилетним Женей и четырехлетним Пашей шефство взял, учит их слушаться старших и всегда доводить начатое дело до конца, — говорит о муже Мария Андреевна.

А внуки в дедушке души не чают. А как иначе, если с ним всегда интересно. И смастерить что-нибудь, за лимонником или грибами в лес на раритетном “Урале” прокатиться, по ягодку пробежаться или покормить рыбок в любимом дедушкином аквариуме.

Оправдали ожидания отца сыновья, которые получили образование и обзавелись семьями. Старший Алексей связал свою судьбу с рыбной промышленностью, а младший Андрей, тот, что написал стихи об отце-шахтере, работает специалистом по биоресурсам в океанариуме на острове Русский.

С нетерпением Валентин Иванович ждет День шахтера, когда на гулянии в парке встретятся старые товарищи, вспомнят былое и поделятся успехами своих детей и внуков. На мгновение отступит возраст, и они поймут, что в душе так и остались молодыми и веселыми друзьями-забойщиками, у которых, правда, посеребрила виски седина…

А накануне праздника Валентин Иванович поздравил всех земляков с наступающим Днем города и Днем шахтера:

— От всей души желаю партизанцам здоровья и счастья! Благополучия семьям, достойного внимания к пенсионерам со стороны государства. Очень хочется чаще встречать вас, братья-шахтеры, на улице, перекидываться добрым словом о житье-бытье и узнавать, что у вас, мои дорогие, все в порядке!

Антон СУХАРЬ.
Фото автора

МОЙ ОТЕЦ
Я — сын шахтера,
И этим я горд за своего героя.
Я — сын шахтера,
Я рад, что случилось в жизни такое.
Ведь для меня отец
Больше, чем для России Путин
Он для меня кузнец,
Счастье, кующий людям.
Он опускался вниз:
В темную, мокрую шахту,
А клетка все ниже — вглубь,
И там становится жарко.
В работе мешает пыль,
Уголь, летящий в спину.
Я видел шрамы его,
Когда он рубаху скинул.
И ногу ломал и пальцы
Тяжелый каменный пласт,
Но знаю отца я с детства —
Он Родину не предаст
Бывало, ползет на коленях
И думает не о себе,
Да, о семье он думал,
А главное, о стране.
Чтобы нам жилось лучше
С теплым его угольком,
Чтобы пришло счастье
В каждый российский дом.
Ты для меня, отец,
Будешь всегда примером
Стойкости и терпения,
Моим источником веры.
Вот он поднялся наверх
Грязный, чернее черта,
Я там встречал его,
Он улыбался твердо.
Так узнавал я отца,
Ну и по росту, конечно,
Дал он стране угля!
И приобнял меня нежно.
А для меня, как для сына,
Это важней всего —
Вернулся живой со смены,
Значит, нам повезло.
Буду с отцом расти я,
С этим героем людей.
Помни и ты, Россия. —
Шахтерских своих сыновей!
Андрей ВОРОБЬЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.