«Тихие воды глубоки»

10.12.2021

Александр Помозов - большой знаток истории ПартизанскаФильм снимали в Партизанске по книге шахтера из Артема

В нынешнем году исполнилось сорок лет со дня первой публикации в журнале «Роман-газета» произведения «Шахты» Александра Плетнева. Второго по известности, после «Черного камня» Константина Майбогова, романа о приморских горняках. Наш земляк, житель Партизанска, Александр Помозов несколько лет работал с Александром Никитовичем на одной шахте.

Из забоя — в Союз писателей

Журнал, в котором опубликовали роман, вышел в свет тиражом в два миллиона 540 тысяч экземпляров. За месяц простой шахтер-взрывник из Артема стал известен всей стране. Его произведение было удостоено Всесоюзной премии имени Николая Островского и переиздано огромными тиражами на нескольких иностранных языках. По рекомендации известных писателей Виктора Астафьева, Николая Носова и Валентина Распутина литератора из народа приняли в Союз писателей и направили учиться на высшие литературные курсы в Москву. В 1985 году по его книге режиссером Олегом Никитиным был снят фильм «Тихие воды глубоки». Съемки проходили в 1984 году на шахтах «Северной» в Углекаменске, «Центральной» в Партизанске и его окрестностях. Многие жители города приняли участие в массовых сценах и побывали на встречах с артистами.
Корреспондент «Вестей» попросил ветерана угольной промышленности Александра Помозова рассказать о своем товарище-писателе.
Сам Александр Иванович в начале 1960-х годов работал лесогоном на «Глубокой» в родном Сучане, а позже перебрался в Артем, где на шахте «Дальневосточной» прошел путь от горнорабочего очистного забоя до заместителя по оперативной работе начальника отряда ВГСЧ.

Роман писать — как диплом защищать

Автор книги «Шахта» Александр Плетнев— Встретились мы с Плетневым первый раз в 1972 году. В то время после окончания ДВПИ я работал горным мастером добычного участка. Плетнев был рабочим-взрывником, представителем элиты рабочего класса. Когда было нужно, взрывники приходили к нам в забой и закладывали взрывчатку, чтобы таким образом продлить горные выработки. Во время перерывов, которые случались в процессе закладки зарядов, мы беседовали с Сашей за жизнь. Несмотря на разницу в пятнадцать лет, разговаривали мы легко и непринужденно, делится воспоминаниями Александр Помозов. – В двадцать с небольшим мне было интересно знать, каково это — быть писателем, сложно ли создавать рассказы и повести. «Понимаешь, Саня, — отвечал он мне, — роман писать – это все равно, что у тебя в «политене» дипломную работу каждый день защищать с утра до вечера, много лет подряд».
Творческие личности в нашей шахтерской профессии не редкость. На своем веку повстречал много поэтов, которые в бане, в раздевалке или в клети по пути в забой таких басен и стихотворений насочиняют и расскажут, аж дух захватывает. Но в отличие от Плетнева, они свои творения на бумагу не записывали.
Александр Плетнев был высоким крепким мужчиной. Правда, из-за своего роста сутулился при ходьбе. Так как жил он в доме в пятидесяти метрах от шахты, то на смену в холодное время года ходил в одном пиджаке, чем, конечно, привлекал к себе внимание:
— Случалось, наши беседы проходили и на поверхности, когда после смены заходили немного развеяться в шахтовый буфет или ехали летом к морю на станцию Санаторную. Язык у него, что говорить, был подвешен как надо. В случае чего за себя и за товарищей «вправить» мог так аргументировано, что мало не покажется. Очень любил свою сложную и опасную работу. Попусту красивых слов не говорил: все по делу и к месту.
Позже судьба развела наших героев. В 1975 году Помозов перешел в горноспасательную службу, а Плетнев остался работать взрывником на «Дальневосточной». В 1981 году после публикации романа «Шахта» и последовавших за ним признания и успеха, писатель уехал жить в родную Сибирь, в город Омск.

Писали про Артем, а снимали в Партизанске

— «Шахта», а я ее прочитал вскоре после выхода, мне понравилась за правду и прямоту. Это был рассказ о реальной шахтерской жизни. Не о том, что коллективы берут повышенные обязательства и часами «мучаются» на партийных собраниях и пленумах, прославляя социализм, а о работягах, которые с риском для жизни каждый день спускаются вниз не за романтикой, а для того, чтобы заработать деньги для своей семьи. Процесс добычи был прописан так достоверно, что хоть «Шахту» учебником делай. Все удивлялись, что роман «без коммунистов» дали не только опубликовать, но еще и премией наградили, — рассказывает Александр Помозов. — Третий раз Саша «напомнил» о себе после выхода на экраны фильма «Тихие воды глубоки», который снял в 1984 году режиссер, парторг киностудии «Мосфильм» Олег Никитин. Несмотря на звездный актерский состав – главных героев, шахтера Михаила Свешнева сыграл Анатолий Васильев, а его жену Валентину Галина Польских — считаю, что фильма не получилось. Как впрочем, всем советским режиссерам не удалось снять ни одного нормального фильма о шахтерском труде.
Самым удивительным в экранизации было то, что фильм по книге, рассказывающей о шахтерах Артема, сняли в Партизанске. Правда, на это мало кто обратил внимание, зрителей впечатлили виды родного города, со знакомыми с детства улицами и сопками на горизонте. Напомним, что премьера фильма состоялась в Партизанске в День шахтера в городском Дворце культуры.
— Ребята на шахте «Дальневосточной» говорили, что Партизанск выбрали на роль киношного города Многоудобного потому, что он в ту пору был намного красивее Артема. Пирамидальные тополя, много зелени и цветов, Дворец культуры угольщиков, классические сталинские дома с лепниной и люди в красивой японской одежде в обмен на партизанский уголек — создавали идеальную картину советского шахтерского рая и по замыслу режиссера могли показать за рубежом, как хорошо и комфортно устроена жизнь простых советских людей. Партизанск тогда московские чиновники, к слову сказать, называли «вторым Сочи».

А посмотреть хочется!

— Фильм, если бы была возможность его увидеть, был бы интересен нынешнему поколению. Хотя бы тем, что там показана «Площадка» — ныне не существующий жилой микрорайон шахты «Глубокая», на сопке между нынешней смотровой площадкой на месте террикона и магазином «Богатырь». Он целиком состоял из домов барачного типа. Как и на любой другой шахте там было все, что нужно для жизни: магазин, детский сад, клуб, четырехлетняя школа №16 и даже детский дом. Там кипела жизнь, но теперь, к сожалению, пустырь. А в те времена и работа, и объекты соцкультбыта, как правило, находились в шаговой доступности.
Александр Плетнев не приезжал на места съемок, не встречался со съемочной группой и сценаристом. Хотя Анатолий Васильев и Галина Польских попали в картину по настоянию Александра Плетнева. Режиссер хотел на роль Валентины Свешневой тогдашних звезд советского кино Нонну Мордюкову или Людмилу Хитяеву. Но Плетнев настоял. Честно говоря, его побаивались… Всем был памятен полнейший разгром в 1981 году Плетневым пьесы «Шахта» прямо на премьере в театре имени Горького. Говорили, что Саша только один раз поговорил с режиссером Олегом Никитиным.
Он прямо так и сказал ему тогда: «Олег, сними фильм с душой и получишь звание народного артиста…». Но парторг киностудии, плотно задвинутый в рамки идеологии, не посмел пойти против системы и на фоне красивого города Партизанска снял не совсем правдоподобный сюжет, который народ не понял и не принял…
По популярности нанесло удар и название картины. Никитин изначально начал снимать фильм «Корни», желая показать, откуда растет рабочий класс. Затем переименовал фильм в «Тихие воды глубоки». А вот если бы как и сам роман фильм «Шахтой» назвал, может другая бы судьба у фильма была, — задается вопросом Александр Помозов.
Очень жаль, что «Мосфильм» до сих пор не оцифровал кинокартину «Тихие воды глубоки». Несмотря на то, что фильм не имел шумного успеха, он является очень важным звеном в истории Партизанска. Ветераны угольной промышленности и работники музея имени Арсеньева неоднократно направляли письма президенту киноконцерна «Мосфильм» Карену Шахназарову с просьбой включить фильм в плановую оцифровку. По этому плану с 2017 по 2024 год киноконцерт планировал оцифровать 500 знаковых картин отечественного кинематографа, а после, за пару десятилетий, оставшиеся две тысячи лент, снятых в советское время. К сожалению, просьба до сих пор остается без ответа.
Ввиду того, что фильм не имел успеха в прокате, все демонстрационные копии были уничтожены. Картина так и не попала в видеотеки. К сожалению, многие художественные и документальные фильмы, снятые в Партизанске или о Партизанске в советское время, не могут вернуться к зрителю. В отличие от современных работ, находящихся в свободном доступе в интернете, «Тихие воды глубоки» и, например, известная в свое время документальная картина «Город Солнечной долины» продолжают пылиться в архивах. Стали раритетами и шахтерские романы. Последний раз «Черный камень» издали в 1968 году, «Шахту» не переиздавали с 1990-го. Говорят, до дня своей смерти в 2012 году Александр Плетнев ждал новой честной экранизации своего детища. Но так и не дождался — пришли новые времена и культурные ценности, в которых очень мало оставили места рабочему классу и созидательному труду.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.