Во глубине Сучанских руд…

12.03.2021

Сучан. Вид на шахту №21. 1971 год. Фото pastvu.comЖаркое лето 1944 года. Мальчишки на улице Фурманова гоняли мяч. В разгар игры они не сразу услышали громкий треск и звуки осыпающейся земли. Прямо на краю поляны появилась небольшая воронка.

Из темноты раздавался монотонный стук. Потом послышалось шипение, и из ямы вылез человек в шахтерской робе. Встав на краю воронки, рослый мужчина что-то прокричал, глядя в темноту. После, улыбнувшись пацанам, взвалил на плечо отбойный молоток и ушел в сторону расположенной неподалеку шахты №23.
Байка это или быль – нам неизвестно. Но пока в Сучане-Партизанске добывали уголь, такие шахтовые провалы здесь часто случались. Как рассказывает историк Георгий Туровник, больше всего их было на месте первых шахт рудника — в основном в районе первой и шестой. Сверху старые провалы выглядят, как крупные овраги. Наиболее глубокие из них еще в середине прошлого века огораживались колючей проволокой, и на выгородках помещались таблички с надписью «Опасно! Выход метана». Еще в конце 90-х в этих местах торчали рельсы, но их давно выкорчевали охотники за металлом.
В микрорайоне Первой шахты неподалеку от бывшего дома управляющего Сучанскими угольными копями имелись провалы над кустарными выработками начала XIX века, которые разрабатывали китайцы еще до основания Сучанского рудника.
После закрытия шахт провалы о себе напоминают все реже. Под землей на месте угля, который годами выдавали на-гора десятками тонн в сутки шахты Партизанска, оставались пустоты, своды которых на протяжении десятилетий поддерживались крепежным лесом. После закрытия шахт выработки, подмываемые грунтовыми водами, местами проседали. На поверхности над такими прогибами образовывались, говоря научным языком, депрессионные воронки. Когда шахты работали, «рукотворные» геологические процессы возникали над отработанными полями самых глубоких шахт «Глубокая» и «Центральная». Проседали и плохо закрепленные лавы забытых и заброшенных мелких артельных шахт царского времени и 20-30 годов ХХ века. Чаще других «грешила» подвижками кровля на «Центральной», где имелись предрасположенные к смещению крутопадающие пласты. После закрытия шахт их основные клетевые, скиповые и вентиляционные стволы, как естественные провалы, консервировались, закупоривались, а вокруг них площадки радиусом до десяти метров огораживалась забором. В настоящее время шахтовые выработки малоинертны. А вот во времена активной добычи в шахтах работали механизмы, вызывавшие сильную вибрацию и подвижки верхнего слоя земной коры.
Шахта №6. Разрез. 1920 год. Фото pastvu.comВетеран шахты «Центральная» Сергей Штеля рассказал, что в 1980-90-е годы на этом предприятии была специальная бригада, которая несколько раз в неделю выезжала для ликвидации малых провалов. Их попросту заваливали скальным грунтом и породой. Если провалы были масштабными, то в ход шли старые вагонетки, рельсы, шпалы и бревна. Для усиления горловину воронки закупоривали бетоном или накрывали железобетонной плитой.
Несмотря на то, что провалы в шахтерском городе — дело привычное, некоторые подобные происшествия, по той или иной причине, оставили наибольший след в истории.
Один из самых известных случаев произошел в 1980 году. Тогда шахтостроительное управление запланировало возвести в Партизанске несколько многоквартирных жилых домов. При рытье котлована под один из них возникло масштабное проседание грунта. Как вспоминает ветеран-строитель Валентин Бочкарев, работавший в те годы главным инженером стройуправления, между вторым и третьим подъездами образовался провал площадью двадцать на тридцать метров и глубиной пять метров.
В горкоме партии собрали шахтовых маркшейдеров, архитекторов, строителей. Подняли карты выработок. Инженеры, опираясь на данные служебных карт, все как один твердили, что под строящимся домом нет горных выработок и там можно строить многоэтажку. «Буря» улеглась только тогда, когда удалось найти старых горняков, которые рассказали, что на месте строящегося дома в начале тридцатых годов работала артель по добыче угля кустарным способом. Именно на эти, залегающие недалеко от поверхности выработки и вышли строители. На месте побывали геодезисты, сейсмологи и геологи, которые подтвердили, что выработки на большую глубину не уходят, и над ними, приняв соответствующие меры, можно продолжить строительство жилого дома.
После проведения геологической экспертизы было получено официальное разрешение Гостехнадзора на продолжение стройки.
Место проседания грунта завалили сваренными крест-накрест рельсами, старыми вагонетками и скальным грунтом, а для прочности укрепили «башмаком» из шести кубометров бетона. Конструкцию накрыли железобетонной плитой. После на сформированном основании возвели фундамент и построили дом. Жительница Партизанска Татьяна Спасенкова рассказала, что схожая проблема возникала в разное время при строительстве нескольких зданий в центре города. Как поясняет инженер-строитель Сергей Цыбенко, во всех случаях речь, по сути, идет о замене участков рыхлого грунта на более прочный при строительстве высотных и производственных зданий в Партизанске:
— Город практически весь стоит на угле. Где-то имеют место выходы на поверхность угольных пластов. Там грунт недостаточно прочный, и его перед возведением строений необходимо заменить на скальник. Замену грунта широко применяют при строительстве плотин ГЭС, закладке фундаментов крупных промышленных объектов и высотных зданий.
Валентин Бочкарев вспомнил, как закладывался фундамент цеха железобетонных изделий ПШСУ, который возводился в нескольких метрах от законсервированного клетевого ствола закрытой шахты №3. Под основание фундамента завели железобетонные плиты, которые дали гарантию прочности и устойчивости промышленного объекта. Уже около полувека лет здание стоит на месте, и никаких подвижек грунта там не зафиксировано.
Со слов Георгия Туровника, документально зафиксированы два случая гибели людей в стихийных шахтовых провалах. В 1948 году под землю у всех на виду в разгар торгового дня провалилась женщина, на старом рынке в конце нынешней улицы 50 лет ВЛКСМ. Летом 1956 года при схожих обстоятельствах ушел под землю человек в районе нынешней стоматологической поликлиники на улице Разгонова.
В конце 1950-х годов провал помог найти место гибели проходческой бригады, которая пропала в результате горного удара в начале 40-х годов. Останки удалось идентифицировать по костям скелета бригадира, на которых были характерные следы заживших переломов, отмеченных в медицинской карточке шахтера. Останки проходчиков похоронили в братской могиле на городском кладбище.
От провалов в те годы страдали в городе и дороги, которые то и дело приходилось основательно подсыпать грунтом, затрамбовывая бреши в земле. Один из таких сложных участков — на улице Замараева. В старые времена, случалось, доставалось и огородам местных жителей. Рассказывают, что в районе памятного знака Первому углю в конце 50-х годов за несколько дней до сбора урожая под землю провалилась большая грядка с белокочанной капустой.
В России на протяжении нескольких лет в угледобывающих регионах действует программа по переселению людей из жилых помещений, находящихся над горными выработками, в безопасное благоустроенное жилье. По этой программе многие жители Партизанского городского округа получили новые квадратные метры в безопасных по горным условиям микрорайонах.
В Партизанске часто обсуждают тему возрождения шахт. Вспоминая славное прошлое города, далеко не все думают о последствиях работы угледобывающих производств. Молодежь сегодня в большинстве своем и не знает о том, что снег зимой здесь был черного цвета, огромные терриконы породы чадили едким дымом, а речку Постышевку все звали Чернушкой, потому что в нее сливались стоки с обогатительной фабрики, и угольной взвеси в ней было больше, чем воды.
Хочется верить, что новые предприятия, которые когда-то все равно должны быть открыты в нашем округе, не будут наносить столь ощутимый вред окружающей среде.
Специалисты, которые мониторят экологическую ситуацию в Партизанске, Углекаменске и Авангарде со времени закрытия шахт, отмечают, что уровень загрязнения воздуха, грунтовых вод и водоемов за эти годы уменьшился во много раз и практически соответствует средним краевым показателям. Также снижен до естественного радиационный фон, хотя раненые земные недра будут напоминать о себе всегда. И из-за пустот на месте горных выработок в Партизанске никогда не построят небоскребов…

Антон СУХАРЬ

1 комментарий на «Во глубине Сучанских руд…»

  1. Водитель.:

    Рассказывают, что в районе памятного знака Первому углю в конце 50-х годов за несколько дней до сбора урожая под землю провалилась большая грядка с белокочанной капустой.
    ‍♂️Жесть! Даже такое помнят. Грядки провалились.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.