Откуда православные святыни?

20.07.2016

Отец Иоанн привез святые мощи из Киево-Печерской лавры Тема беседы с настоятелем храма Сретения Господня в Партизанске, протоиереем Иоанном Березовским возникла не на пустом месте. Некоторые граждане, отношение которых к православной церкви благожелательным не назовешь, проявили, по словам отца Иоанна, “нездоровый интерес” к факту появления в новом храме частиц мощей почитаемых в России святых угодников. Таких как святитель Николай, чудотворец Мир Ликийских, великомученик Георгий-Победоносец, великомученица Параскева, известная на Руси как Параскева-Пятница, а также других святых, в том числе иноков Киево-Печерской лавры, чьи имена известны многим из истории Руси разных веков. Это и Илья-Муромец, ставший позже прообразом былинного русского богатыря. Его мощи было дозволено исследовать ученым. И они подтвердили не только немалый по меркам того времени рост и силу богатыря, но также и то, что в молодые годы он не мог ходить. Это и Нестор-летописец, и называемый врачом безмездным Агапит, исцелявший многих, в том числе и князя Владимира-Мономаха.
Дескать, откуда взяться в Партизанске таким православным святыням, а еще и в храме, который строить-то начали лишь в конце прошлого года? На самом ли деле это мощи святых, не подделка ли в резном деревянном ковчеге, чтобы просто привлечь внимание людей к храму Сретения Господня? Настоятель храма решил прояснить ситуацию.
— Отец Иоанн, как появилась традиция поклоняться мощам святых угодников?
— Начнем с того, что от каждого человека покидающего этот бренный мир, остаются мощи. Это кости и другие материальные останки. А святые угодники при временном своем жительстве между обычными людьми стяжали духовными подвигами великую благодать Божию, освятили не только свои души, но и телеса. Это относится также к личным вещам некоторых из них, предметам облачения. По молитвам ныне живущих православных христиан перед мощами святых угодников эта благодать Божия изливается на всех просящих, припадающих к ним с верою и благоговением.
Сама же традиция сохранять в ковчегах мощи святых появилась в далекие времена первых христиан, которых преследовали, казнили, бросали на съедение диким зверям. Тогда их останки за большие по тем временам деньги выкупали те, кто продолжал тайно следовать Христу. Часто это была лишь какая-то часть тела. Мощи прятали, сохраняли, воздавали почести, перед ними молились о стяжании Духа Святого. И всегда все наши храмы строились, и поныне строятся на святых мощах какого-нибудь угодника Божьего. Это относится и к самой первой церкви в честь Макария Великого, которая была на Сучанском руднике на первой шахте, и к храму в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где служит отец Василий, и к нашему храму Сретения Господня. Так что первые святые мощи появились в Партизанске давно, больше сотни лет тому назад, а не нынешним летом.
— Как же удалось вам получить и доставить в Партизанск частицы мощей святых угодников?
— Часть святых мощей я доставил из Киево-Печерской лавры. Когда ехал на Украину, а это была четвертая моя поездка с начала там военных действий, мне выдали грамоту за подписью епископа Находкинского и Преображенского Николая о том, что я не под церковным судом, что нахожусь в каноническом общении РПЦ и следую в Киево-Печерскую лавру. Мне предстояло не только везти мощи святых угодников, но и сам ковчег, богато украшенный деревянной резьбой. Его изготовили в лавре, работу оплатили за счет пожертвований прихожан храма Сретения Господня и прихожан Казанского храма в Находке. Добрался до Киева спокойно, никаких препятствий никто не чинил. Подал прошение о выдаче мощей на имя предстоятеля Украинской Православной Церкви. А решение о том, выдать частицы мощей святых угодников для нашего храма или нет, принимал духовный суд Киево-Печерской лавры, куда входили предстоятель УПЦ, наместник Киево-Печерской лавры, а также представители братии. Суд решил удовлетворить нашу просьбу.
Мешочек из плотной черной ткани с частицами мощей святых угодников я с благоговением, как это подобает, поместил у себя на груди, а ковчег с резьбой несли четверо семинаристов, сопровождавших меня на железнодорожный вокзал Киева. Было всего два-три случая, когда ко мне проявили интерес. На вокзале в Киеве один мужчина понял, что везу мощевик и пожелал приложиться к мощам. Я открыл, показал, что он пустой, и тот спокойно отошел. Кто-то спросил, куда я везу такой красивый ковчег. Я сказал, что в Харьков, и мне ответили, что надо было бы мне везти такую красоту во Львов. Представляю, что бы со мной было, если бы признался, что еду с ковчегом в Москву… В поезде на него, конечно, тоже смотрели, кто-то даже пошутил, что “в этом чемодане, наверное, куча денег”. Спать я не ложился, дремал сидя. Никогда в своей жизни я столько не молился, как на обратном пути из Киева. Даже в полудреме читал Иисусову молитву. И пока я был в пути, чтобы он завершился без всяких происшествий, за меня усердно молились не только прихожане нашего храма, но и иноки Киево-Печерской лавры. И Господь так устроил, что я благополучно добрался до Москвы, а потом и до Приморья.
— Все ли частицы мощей, привезенные в храм Сретения Господня, из Киева?
— Действительно, в Киево-Печерской лавре хранилась часть из привезенных мною святых мощей. Остальные были дарованы нашему храму из других приходов в благодарность за то, что частицы привезенных мною святых мощей будут храниться в их храмах. Так, частицы мощей великомученика Трифона, священномученника Харлампия, великомученика Феодосия, епископа Колымского, инока Ермогена, святителя Игнатия Брянчанинова, великомученика Георгия Победоносца достались нашему приходу благодаря содействию митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина. Мощи святейшего патриарха Тихона, святых великомучениц Варвары и Елизаветы а также преподобного Сергия Серебрянского — из храма города Фокино. Это в русской православной церкви разрешается. Ведь сила Божьей Благодати не зависит от количества мощей, она обильно изливается на всех, приступающих к святым мощам с верой в Бога, нелицемерной любовью к Нему и горячими молитвами к угодникам Божьим.
После краткой молитвы, перекрестившись, отец Иоанн вскрыл один маленький мощевик — Нестора-летописца — и попросил сфотографировать для удостоверения сомневающихся. Честно говоря, присутствовать при этом было страшновато. Две частицы тоненьких жилок святого угодника оказались светлыми, казалось, даже излучающими непонятное тепло.
Видя мое смятение, настоятель успокоил: “Не надо бояться. Если Господь не попустит, никакого изображении просто не получится”. Я вспомнила, что такие случаи действительно иногда бывали в храме Рождества Пресвятой Богородицы, когда фотографировала на православные праздники. Приободрилась и, как ни странно, мощи Нестора-летописца мой фотоаппарат запечатлел с первой попытки. Видимо, было на то не только Божье соизволение, но и согласие самого преподобного.
Пустых звездочек-ячеек в ковчеге остается еще немало. Но настоятель храма Сретения Господня отец Иоанн уверен, что это дело времени. И, благодаря контактам и помощи настоятелей других храмов, как его прихожане, так и православные из соседних приходов смогут потом обратиться за молитвенной помощью и других угодников Божьих и приложиться к их святым мощам.
В завершение беседы отец Иоанн сказал, что отныне святые, частицы мощей которых хранятся в храме Сретения Господня, являются ангелами-хранителями нашего города, как и всех почитающих этих святых угодников.

Тамара ГОЛОВАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.