Спасенное сердце

10.10.2014

Хирург Виталий Плювак и его коллеги провели уникальнейшую операцию

Порой с помощью своих знаний и опыта наши доктора творят настоящие чудеса. Хирург городской больницы Виталий Плювак вместе с анестезиологом Андреем Щедриным и операционной медсестрой Светланой Поляковой недавно провели сложнейшую операцию на сердце и спасли человека, находящегося на грани жизни и смерти.

На вопрос, как такое стало возможным, Виталий Николаевич отвечает совершенно буднично:
— В один из дней моего дежурства в хирургическое отделение поступил двадцатилетний молодой человек в тяжелом состоянии со сквозным ранением сердца. Тем же ударом клинка сверху была нанесена рана печени. То есть у пациента была травма, несовместимая с жизнью.

Его счастье, что он был сразу же доставлен в больницу. Однако потеря крови составляла два литра, и парень этот был, скорее мертв, чем жив. Давления не было, сердце не работало — сердечная мышца сдавлена сгустками крови.

Для спасения пострадавшего должны были совпасть три фактора: квалификация хирурга и медперсонала, помогавшего выполнять операцию, наличие необходимых инструментов и оборудования и оптимальная организация оказания помощи. И они в этом случае совпали на 100%. В считанные минуты с момента поступления в отделение, пострадавший был доставлен в операционную и в течение получаса прооперирован. Вместе со мной в операционной работали очень опытный анестезиолог Андрей Алексеевич Щедрин, врач высшей категории, как и я, и операционная медсестра Светлана Николаевна Полякова, тоже весьма грамотный специалист.

Правда, за 33 года моей работы в отделении мне пришлось впервые провести операцию на сердце по поводу сквозного ранения. Хотя обычных операций после ранений в сердце на моем счету немало.
Спрашиваю Виталия Николаевича, не сомневался ли он, когда столкнулся с таким сложным ранением, практически не дающим пациенту шанса выжить.

— Нет, времени для сомнений и раздумий не было. Счет шел буквально на минуты. Каждая из них могла стать для пациента последней. Если бы операцию начали, хотя бы минут на пять позже, мы бы его не спасли.
Когда вскрыл сердечную сумку, она была заполнена сгустками крови, сердце было ими сдавлено с нарушением проводимости, что происходит и при инфарктах. Убрал руками сгустки, взял в одну сердце, и из переднего отверстия брызнул фонтан крови. Пришлось зажать его пальцем, а другой рукой начал зашивать. Швы наложил нитками, которые через определенное время рассосутся. Но рубец останется, как после инфаркта. Одновременно пациенту вводили кровь, чтобы восполнить кровопотерю, позже ввели плазму. После того, как зашили раны на сердце, встал вопрос, что делать с ранением печени. Операцию на печени выполнил щадящим способом, с помощью лапароскопа.

Интересуюсь, как пациента лечили дальше.
— Я был его лечащим врачом в течение двух недель до выписки. Когда пришел в палату на первый обход, он был, конечно, еще бледен, настроение неважное — но он дышал, он был жив. Лечение проводили комплексное, вводили не только антибиотики, но и сердечные, а также другие препараты. Дальнейшее лечение парень будет проходить амбулаторно у терапевта. Возможны, конечно, какие-то осложнения, результат будет зависеть и от дальнейшего лечения. Но мне все же приятно, что мы смогли его спасти, ведь он еще так молод.

— А каким было начало вашей работы в Партизанске?

— Я учился во Владивостокском медицинском институте. Когда в 1981 году приехал работать в Партизанск, в больнице было очень приличное хирургическое отделение на 90 коек. В нем работали очень опытные хирурги — Грязнов, Ткачев, Цыбуля. По всему Приморью знали наших врачей и наша больница была на счету среди лучших. Так что с наставниками мне повезло. В нашем хирургическом отделении внедрялись передовые методики. К примеру, в Москве лапароскоп начали применять в 1991-м, во Владивостоке он появился в больнице водников, а у нас в Партизанске его начали широко применять уже в 1994 году.
Имелась санитарная авиация, экстренных больных при необходимости можно было доставлять в краевую больницу.

Уже прощаясь, замечаю в ординаторской у рабочего стола Виталия Плювака две иконки. Виталий Николаевич поясняет: святой Пантелеймон — покровитель больных, а святитель Лука, имея сан, читал лекции, проводил сложные хирургические операции, и за двухтомный труд “Очерки гнойной хирургии”, уже, будучи епископом, был награжден Сталинской премией. Уникальный был человек и врач. Он покровительствует хирургам.
А я подумала, что, может быть, и небесный покровитель помог в этот раз Виталию Плюваку, но и сам он, конечно, профессионал высочайшего класса, которым наш город может по праву гордиться.

Тамара ГОЛОВАНОВА. Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.