Наши отцы были героями

31.01.2020

Николай Беликов - сын героя Сталинградской битвыВ год 75-летия Победы газета «Вести» в традиционной рубрике «Их подвиг жив» продолжает публиковать материалы о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны.

Журналисты встретятся с ныне здравствующими фронтовиками и попросят их вновь рассказать о героическом боевом пути. А о тех, кого уже нет с нами, расскажут родственники фронтовиков и архивные документы.
Житель Партизанска Николай Беликов накануне 77-й годовщины победы советских войск под Сталинградом рассказал о своем отце — Василии Моисеевиче Беликове, награжденном медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда».
Старшина второй статьи, командир отделения противотанковых ружей, 45 мотострелковой бригады, пятого механизированного корпуса Юго-Западного фронта Василий Беликов воинскую службу начинал в 1936 году на флоте в дивизионе торпедных катеров, который базировался в Николаевске-на-Амуре.
Василий был родом из села Краснополье Сучанского района. До армии работал подземным электрослесарем на строящейся шахте №20/24. После четырех лет срочной службы парня не демобилизовали, оставив служить еще на год, — уже тогда опасались войны с Германией и Японией.
И началась Великая Отечественная война… После крупных неудач лета 1941 года Красная Армия была обескровлена. Чтобы остановить врага, на запад были отправлены свежие сибирские и дальневосточные дивизии, которые в итоге и сыграли решающую роль в контрударе под Москвой и в последующей Сталинградской битве. Офицеры, политруки, матросы и старшины из дивизиона торпедных катеров, где служил Василий Беликов, теперь воевали с фашистами на суше.
Вспоминает сын Василия Моисеевича Николай:
— Отец рассказывал, что все старослужащие дивизиона торпедных катеров вызвались добровольцами идти на фронт. Парни отслужили по четыре-пять лет в армии и были профессионалами в военном деле. Из николаевцев сформировали батальон, который по Транссибу был направлен под Москву. Составу везде давали «зеленый» свет, поэтому он дошел до места назначения в рекордные сроки. Добровольцев было свыше пятисот человек: на фронт ушли все, даже писари и телефонисты. И только пятерым суждено было вернуться домой.
Василий Моисееич БеликовБоевое крещение дальневосточники получили под Москвой, где провели несколько боев.
Многие из них, как и прежде, носили черную морскую форму, немцы называли бойцов «черной смертью» и очень боялись, старались при первой же опасности удрать в тыл, избежав рукопашной схватки. Ведь матросы были рослыми, физически крепкими, мастерски владели приемами штыкового боя.
От Москвы батальон перебросили под Сталинград, где через донские степи, отброшенные контрударом от Москвы, немецкие войска стремились взять реванш и прорваться к столице СССР с другого направления, попутно выйти к кавказской нефти. На пути Юго-Западного фронта, в составе которого была 45 мотострелковая бригады, где в дни Сталинградской битвы служил Василий Беликов, был Серафимовичский плацдарм. Участок фронта возле небольшого городка Серафимович стал местом, с которого 19 ноября 1942 года началось окружение шестой армии фельдмаршала Паулюса.
— Под Сталинградом воевать приходилось за каждый хутор, каждую высотку, каждый клочок земли. Господствующие высоты по нескольку раз переходили из рук в руки. Было голодно, холодно. Но осознание того, что солдаты воюют за свободу и независимость своей земли и своего народа, придавало им новых сил. Бои были затяжными и изнуряющими. Кругом лежали тела погибших бойцов. И советских, и немцев. Порою ПТР-щикам и артиллеристам приходилось перетаскивать снаряжение, амуницию, «сорокапятки» и лошадей прямо через тела погибших.
Василий Беликов в минуты затишья ходил на нейтральную полосу в качестве снайпера. «Добычей» ворошиловского стрелка были немецкие мародеры, которые нещадно грабили местное население. Враги расстреливали людей за нежелание расстаться со своим имуществом, скотиной или продуктами.
2 февраля 1943 года победой Советской Армии с разгромом и пленением шестой армии Паулюса закончилась Сталинградская битва, которая стала началом коренного перелома в Великой Отечественной войне. К сожалению, разделить радость победы с товарищами Василию Беликову на поле боя не удалось. 20 декабря 1942 года в бою с танками за высоту 127,7 близ хутора Дальне-Подгорный Серафимовичского района Сталинградской области он был тяжело ранен. В бою наш земляк поджег из своего бронебойного ружья немецкий танк, вместе с товарищами метким огнем противотанковых ружей и артиллерии остановил атаку немцев. Несмотря на ранение, старшина второй статьи Беликов поля боя не покинул и продолжал вести огонь по наступающему врагу. И делал это до тех пор, пока не получил приказа отойти в тыл. За бой у хутора Дальне-Подгорный Василий Беликов был награжден медалью «За боевые заслуги».
После длительного лечения в госпитале, во время которого только благодаря мастерству врачей удалось спасти ногу, Василий Моисеевич вернулся в Сучан. Работать пошел на родную шахту №20. В забой, известное дело, не пустили, но приняли заведующим на конный двор, а после перевели комендантом общежития горнопромышленного училища, работал он и на других должностях. С конца 1943 года он с двумя младшими братьями работал в тылу, пока старшие продолжали воевать на фронте. Из шести братьев Беликовых лишь трое вернулись домой.
После войны Василий Беликов женился, воспитал детей, дождался внуков. Фронтовик и труженик умер в 1984 году, всего один год не дожив до сорокалетия Победы. Василий Моисеевич Беликов, как и десятки и тысячи людей его поколения, отстоявших с оружием в руках свободу и независимость Родины, оставили о себе на Земле добрую память, которую бережно хранят их потомки. В том числе и в стенах городского музея, где каждый посетитель может узнать о боевом и трудовом подвиге наших земляков.
— Мой отец был героем, как и большинство парней его поколения. Я горжусь своим отцом, который принимал участие в Сталинградской битве, а значит и в Победе в Великой Отечественной войне, — сказал сын фронтовика Николай Беликов.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.