Солдат вернулся с войны

17.03.2021

Василий Михайлович КолябинПоследние бои Великой Отечественной отгремели 76 лет назад. Но до сих пор возвращаются из небытия имена солдат и офицеров. Патриоты из десятков поисковых отрядов работают на полях былых сражений, где находят останки бойцов и с воинскими почестями предают их земле.

Есть среди непогребенных и наши земляки, чья фронтовая судьба десятилетиями описывалась всего тремя словами «пропал без вести».
Накануне Дня защитника Отечества в наш город, в семью Колябиных пришло письмо из города-героя Волгограда от участников поискового отряда «Офицеры». Поисковики сообщили, что ими в августе 2016 года на Рассошинском военно-мемориальном кладбище советских солдат под Волгоградом были с воинскими почестями перезахоронены останки рядового 1054 артиллерийского полка, 87 стрелковой дивизии, красноармейца Василия Колябина. По ошибке во всех официальных военных документах Василий Михайлович проходит под фамилией Калябин, хотя правильное написание фамилии всегда было через «о».
Личность военнослужащего была установлена по записке в посмертном медальоне. Останки нашли 29 июня 2016 года, записку при помощи специальных средств удалось прочитать только в конце 2019 года.
Так, родные героя считали, что Василий Колябин погиб под Москвой.
Правнук Василия Михайловича Денис Гарин, участвуя в проекте Министерства обороны России «Аллея памяти», разместил на сайте проекта портрет и краткий рассказ о прадеде, сообщив, что до войны он работал бригадиром, а с 1936 года — заведующим механизированной пекарней Сучанского хлебокомбината, состоял в стратегическом резерве. Имея «бронь», в 1942-м ушел добровольцем на фронт и погиб в том же году под Москвой при бомбардировке воинского эшелона немецкой авиацией. Его имя занесено в Книгу Памяти Приморского края и высечено на одной из плит мемориала в честь партизанцев, погибших в годы войны, в сквере «Юбилейный». Единственную фотографию героя сохранила его невестка Людмила Михайловна Колябина.
Поисковики отряда «Офицеры» из Волгограда связались с внучкой героя Ириной Анатольевной Гариной, прислав в Партизанск подробный отчет о том, как восстановили имя героя.
Найдя рядом с останками солдата «смертный медальон» с запечатанным внутри небольшим листком бумаги, поисковики направили его в Москву в лабораторию «Солдатский медальон». Там при помощи химических реактивов и микроскопа удалось прочитать данные с именем и фамилией военнослужащего, год его рождения, откуда был призван в армию. На полях сражений десятками находят такие медальоны с незаполненными листками. Потому что многие солдаты умышленно не делали этого, боясь накликать смерть. А Василий Михайлович заполнил этот документ.
Родные о последнем бое героя узнали спустя почти 80 летУстановив имя, поисковики начали работу в архивах министерства обороны. Информация оттуда пришла противоречивая. По одним спискам рядовой Колябин проходил как пропавший без вести, по другим он числился в списках потерь под Москвой, в третьих сообщалось о его гибели в боях под Сталинградом, но при этом указывались разные даты в промежутке от 28 августа до 2 сентября 1942 года. Но, что удивительно, в этих сводках точно было указано место гибели — район станции Гумрак под Сталинградом. Именно в этом районе, близ примыкающего к железнодорожной станции хутора Бородино, на высоте 137,2 были спустя 74 года найдены поисковиками останки солдата.
Полезным оказался найденный на сайте «Память народа» официальный запрос военкома Сучанского горвоенкомата капитана Белоброва в Москву, на имя начальника отдела учета потерь личного состава РККА от 5 января 1944 года. В этом запросе военком просил вышестоящее начальство прояснить судьбу военнослужащего Василия Колябина, который, со слов его боевых товарищей, погиб в боях под Сталинградом. Запрос был сделан по просьбе жены Василия Михайловича Екатерины Алексеевны, которая одна в то время воспитывала семерых детей и нуждалась в пенсии по потере кормильца. Ее назначали семьям погибших на фронте бойцов, но не платили семьям «пропавших без вести».
Изучая боевой путь 1054 артиллерийского полка и 87 стрелковой дивизии, которая была сформирована 15 марта 1942 года на Дальнем Востоке, поисковики нашли военную карту со схемой боя, в котором погиб Колябин. А также рукописи для книги воспоминаний участника боевых действий под Сталинградом, редактора фронтовой газеты «Вперед на врага» Ильи Лебедева, знавшего лично многих бойцов и командиров 87 стрелковой, в том числе и рядового Колябина. В 1990 году в Дальневосточном книжном издательстве вышла книга воспоминаний Ильи Васильевича «87-я Дальневосточная в боях за Родину». По неизвестным причинам эпизоды про Колябина не вошли в окончательную редакцию произведения.
В фрагменте рукописи, названном автором «Прямой наводкой», подробно описан последний бой Василия Колябина. В конце августа 1942 года на артиллерийскую батарею лейтенанта Тимина Булатова, где служил красноармеец Колябин, фашисты направили более семидесяти танков. «Стальной клин» врезался в линию противотанковых орудий. Район станции Гумрак был стратегически важным, так как открывал выход на город и на плацдарм возле Волги, а в перспективе — путь врагу на Москву. Далее по тексту: «Артиллеристы не дрогнули, метко разя врага. Старший сержант т. Урвачев выкатил орудие на открытую позицию и стал расстреливать танки врага прямой наводкой. С первых же выстрелов загорелась первая машина, вскоре завертелась, как волчок, с перебитой гусеницей вторая. С фланга вел меткий огонь по танкам его товарищ красноармеец т. Колябин. В разгар боя налетели вражеские самолеты. Это не сломило советских воинов, которые продолжили бой даже под огнем и бомбами. От метких выстрелов красноармейца т. Колябина на поле боя загорелось два танка. Остальные танки в панике начали поворачивать обратно. Когда казалось, что победа уже недалека, осколком вражеской авиабомбы красноармеец Колябин был сражен насмерть. Товарищ Колябин погиб, но поле боя осталось за советскими артиллеристами, которые отомстили врагу за павших товарищей и за поруганную честь Родины».
Записка из солдатского медальонаК сожалению, в Партизанске имеется мало документальных свидетельств довоенной жизни Василия Колябина. В архиве Партизанского городского округа хранится книга приказов по Сучанскому хлебокомбинату за второе полугодие 1940 года. В ней есть два приказа, которые касаются заведующего механизированной пекарней комбината Василия Колябина – об отпуске работника в 1940 году. Книга лицевых счетов по начислению заработной платы свидетельствует о том, что работника часто премировали, значит, был он на хорошем счету. Зарплата у заведующего мехпекарней также была неплохой, составляя чуть более четырех сотен довоенных советских рублей.
Потомки Василия Колябина помнят о своем герое. Приносят цветы к плите с его именем на городском мемориале, идут с его портретом в колонне «Бессмертного полка». Чтят в семье и память о бабушке Пелагее Семеновне Гариной, участницей обороны Ленинграда.
На торжественном собрании, посвященном Дню защитника Отечества, 20 февраля 2021 года было объявлено о том, что под Сталинградом с почестями перезахоронены останки Василия Колябина. Семья героя направила официальную благодарность на сайт поискового отряда «Офицеры» за помощь в установлении судьбы солдата.
Стоит сказать, что это уже второй случай в истории Партизанска, когда благодаря поисковикам удается узнать фронтовой путь солдата из Сучана. Газета «Вести» уже писала о том, что 28 апреля 2017 года бойцами поискового отряда «Новгородец» поисковой экспедиции «Долина» в районе боевых действий 2-ой ударной армии Волховского фронта были обнаружены останки погибшего бойца РККА. При солдате была найдена ложка с надписью: «Д.В.К. г. СУЧАН с. ТИГРОВО 1911 г.р. АЛЯПКИН В.Е. гот призв 1941г.»
Останки солдата были с воинскими почестями перезахоронены, хотя до этого красноармеец Василий Егорович Аляпкин 1911 года рождения, призванный Сучанским РВК, много лет официально числился не погибшим в бою, а пропавшим без вести в декабре 1941 года.

Антон СУХАРЬ

Редакция газеты «Вести» благодарит архивный отдел администрации ПГО за помощь в создании материала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.