Арсеньев и чиновники

15.07.2022

Писатель из Партизанска Георгий Туровник удостоен Гран-при конкурсаВ Приморье в десятый раз состоялся литературный конкурс «Гул океанского прибоя». В этом году он обрел статус международного, в нем приняли участие литераторы не только из России, но и из Китая и Беларуси.

Всего на конкурс поступило около 300 работ, среди которых исследование историка и писателя из Партизанска — о малоизвестных фактах из жизни Владимира Арсеньева
В этот юбилейный для конкурса год администрация Владивостока обратилась к Дальневосточному филиалу фонда «Русский мир» и Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы с просьбой поддержать конкурс: сформировать и организовать работу жюри, а также вывести его на международный уровень.
В состав жюри вошли известные дальневосточные писатели, издатели и филологи. Председатель – кандидат педагогических наук, доцент, завкафедрой русского языка как иностранного Восточного института Школы региональных и международных исследований ДВФУ Лилиана Воронова. В жюри также работали переводчики из России, Республики Корея, Китая, Вьетнама.
Призеров литературного конкурса «Гул океанского прибоя» наградили 2 июля, в день празднования 162-й годовщины Владивостока.
В этом году конкурс имени Павла Гомзякова прошел в номинациях «Родина моя», «Люблю тебя, Владивосток!», «Любовная лирика», «Личность в истории России» в трех возрастных группах.
В возрастной категории старше 35 лет в номинации «Личность в истории России» дипломом лауреата первой степени за работу «Арсеньев и чиновники Святой Ольги» награжден писатель из Партизанска Георгий Туровник, рассказавший об одном из малоизвестных эпизодов из жизни знаменитого ученого и путешественника. По решению жюри Гран-при также достался Георгию Сергеевичу.
— Очень почетно, очень приятно и неожиданно. Раньше лауреатом бывал, но Гран-при еще ни разу не получал. Я работал в архивах, собирал материал о дореволюционном лесничем Грязнове. И получилось так, что у него был период сотрудничества с Арсеньевым. Поэтому я взял эту работу из своей рукописи, — сказал Георгий Туровник.
Победитель конкурса поделился с читателями газеты «Вести» интересными фактами о том, что Владимир Арсеньев неоднократно бывал в Святой Ольге и был хорошо знаком с местными чиновниками. В том числе, и с первым городским главой Иваном Николаевичем Грязновым, а также его преемником Борисом Ивановичем Буниным – исследователем и путешественником. Арсеньев с ним дружил и в своей книге «По Уссурийскому краю» посвятил своем единомышленнику целую страницу.
Владимир Клавдиевич был лично знаком и с телеграфным чиновником, коллежским асессором Георгием Ивановичем Петуховым. До Октябрьской революции они состояли в переписке, письма Арсеньева сын Петухова передал в музей в 1946 году. К сожалению, неизвестно в какой из имеющихся в Приморье.
Все эти верой и правдой служившие Отечеству чиновники расстреляны в 1919 году партизанами, занявшими Ольгу.
С установлением советской власти Арсеньев предпочел не упоминать более имена этих людей в своих работах, хотя они очень многое сделали для России и нашего края.
Но в архивах сохранились некоторые данные. Иван Грязнов до того, как вступить в должность городского главы, был Ольгинским лесничим. В 1912 году, чтобы пресечь незаконную скупку купцами пушнины, он арестовал ценный мех и не выдал его китайцам. После чего получил выговор от своего начальства. Но в это время там оказался Арсеньев, который написал обстоятельный доклад по этому поводу Приамурскому генерал-губернатору Николаю Гондатти о том, что полностью поддерживает деятельность Грязнова, и на этом документе Гондатти написал: «Правильно. Пушнину надо было конфисковать».
Сам Николай Львович Гондатти в свое время спас от закрытия Сучанский рудник, который имел статус казенного предприятия. С одной стороны, рудник был убыточный, поскольку тут все было государственным: предприятия, железная дорога, магазины, склады, единственный кабак – и тот государственный. Вода, свет, уголь, дрова бесплатно, зарплата у шахтеров высокая. Прибыли рудник не давал, но был необходим, потому что уголь был высокого качества, бездымный, такой, какой нужен для боевых кораблей российского военного флота.
Понятно, что такое положение не устраивало представителей частного капитала, развивавших свое дело в Приамурском крае. К примеру, «королей черного золота» Скидельских, имевших Зыбунные угольные копи на территории нынешнего Артема, и занимавшихся разработкой Липовецкого месторождения.
Стараясь устранить конкурентов, они утверждали,что Сучанский рудник не может обеспечить флот и железную дорогу углем, а им, наоборот, по силам.
Генерал-губернатор Николай Львович Гондатти вынужден был лично разобраться в ситуации. С этой целью он предпринял поездку по железной дороге на Сучанские копи 13 августа 1916 года. Гондатти принял участие в торжественной закладке шахты №10, а затем спустился в одну из действующих шахт, где осмотрел подземные работы. Посетил церковь и управление, внимательно осмотрел все рудничное хозяйство. Спустя два дня после посещения рудника Николай Львович отправил министру земледелия и государственных имуществ телеграмму о том, что «вынес самое благоприятное впечатление. Все работают дружно и вполне успешно, производительность все увеличивается».
В общем, если бы не заступничество генерал-губернатора, вполне возможно, наш Сучанский рудник прекратил бы свое существование еще в годы Первой мировой войны…

Елена СНЕГИРЕВА

1 комментарий на «Арсеньев и чиновники»

  1. Николай:

    Елена,здравствуйте!Отлично написано,но есть небольшая ошибка.Почтового чиновника из Святой Ольги звали Николай Георгиевич Петухов,а не Георгий Иванович.Я внук Николая Георгиевича.С уважением Николай.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.