Кому светит «Луч надежды»?

03.12.2021

И чем полезно заниматься не только особенным детям

Занятиям для развития мелкой моторики недаром уделяется столько внимания. Лепить, рисовать, собирать мозаику, делать аппликации с мелкими деталями очень полезно. Особенно, если речь идет о развитии ребенка, которому нужен особый подход.

Год назад при городском Дворе культуры Партизанска был создан клуб для необычных детей и их родителей «Луч надежды». Его организатор, психолог и опытный педагог Ольга Коноваленко, сама мама ребенка-инвалида с диагнозом «аутизм». Около семнадцати лет она изучает разные методики работы с такими детьми. И хорошо знает, с какими сложностями каждый день сталкиваются семьи, где подрастают ребята с расстройством аутического спектра, синдромом Дауна, задержкой психического и психомоторного развития. Сколько внимания и терпения требуется родителям, чтобы вырастить такого ребенка, сколько сил и времени уходит, чтобы научить малыша тому, что легко дается его здоровым ровесникам, адаптировать его к окружающему миру. В первую очередь это речь, общение с новыми людьми, гигиена, умение самостоятельно одеться, учеба в школе, игры, творчество и спорт. Даже незначительное снижение возбудимости, улучшение поведения – уже большой прогресс.
Хороший эффект могут давать курсы реабилитации, но в нашем городе таких специальных центров нет, а поездки во Владивосток и за пределы края – это значительные затраты не только на специалистов, но и на дорогу, проживание, питание. Между интенсивами сохранять полученный эффект помогают регулярные занятия.
Своим опытом, знаниями Ольга Ивановна делится уже год, занимаясь с детьми с ОВЗ из Партизанска и соседнего района. Благодаря клубу родители не «замыкаются» в себе и своей ситуации, а чаще выходят из дома, больше общаются, получают поддержку, веру в свои силы. А в начале этого года семьи с необычными детьми побывали в городском Дворце культуры на благотворительном фестивале «Изумрудный город», благодаря которому были собраны средства на создание инклюзивного кукольного театра.
Индивидуальные занятия с детьми платные, но эти средства нужны, прежде всего, для приобретения учебных пособий, расходных материалов. И первые положительные результаты уже есть. Дети участвуют в творческих конкурсах, а недавно одна из воспитанниц с непростым диагнозом после года регулярных занятий пошла в обычный детский сад. Значит, методики действенные. И это не только арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия, пескотерапия, но и полезные для развития ребенка занятия с предметами и материалами, которые нетрудно купить или сделать своими руками. Их стоит взять на заметку родителям и здоровых деток, и ребят с незначительными особенностями здоровья, неусидчивых, с дефицитом внимания.
Например, для укрепления взаимодействий двух полушарий мозга, ловкости, снижения эмоционального напряжения полезны различные балансиры. Стараясь ровно удержать в руках специальную доску с желобом для шариков, перекатывая их по нему, дети также развивают мелкую моторику и укрепляют зрение. Еще есть выгнутые дугой балансиры размером побольше, на которые ребенок может наступать и раскачиваться из стороны в сторону, ложиться всем телом и попеременно поднимать голову и ноги, переворачивать его и вставать как на мостик. Это хорошая тренировка вестибулярного аппарата и помощь при задержке речевого и психологического развития.
Помните весы с гирьками, которые раньше стояли в каждом советском магазине? Подобные, но игрушечные, на чаши которых ребенок будет складывать разные мелкие предметы, заодно изучая числа и счет, тоже весьма полезны.
Эффективны так называемые бизи-борды, это доски или составленные из них домики с множеством шестеренок, выключателей, задвижек, молний, ключей и не только, причем они могут еще светиться и издавать звуки. Ребенок нажимает на них, перемещает с места на место, помещает подходящие по форме фигуры в нужное отверстие на доске. Еще можно сделать элементы на магнитах и липучках для сортировки, в разной тематике – где живут разные звери, чем питаются, куда нужно складывать разные вещи в доме, так еще можно изучать времена года и время суток.
Пригодится и самый простой клубок шерстяных ниток, которые можно наматывать на вырезанные из картона фигурки. Из обычного пластилина можно не только лепить фигурки, но и распределять его на листе бумаги по контуру, чтобы получился, к примеру, фрукт или животное. Попробуйте взять пену для бритья, нанести на лист бумаги или блюдо и рисовать по ней гуашью кисточкой, меняя цвета — получится интересный по текстуре материал для творчества. Еще можно рисовать ватными палочками и через трафареты, комкать и расправлять пищевую фольгу, разламывать вымытую и высушенную яичную скорлупу. Это полезно для развития координации рук, долгосрочной памяти.
Стоит вспомнить сказку про Золушку: смешать, а после и рассортировать по разным тарелкам разные виды фасоли и орехов, ракушки, камешки, семечки. Еще полезно раскладывать мелкие предметы в ячейки лотка из-под яиц. Даже горсть мелочи из кошелька может быть развивающим пособием, если вместе с ребенком распределить монетки по номиналу.
Если световой стол для пескотерапии купить не каждой семье по карману, то манная крупа и поднос найдутся в любом магазине и доме. Вместе морского или кинетического песка можно высыпать на стол, поднос или большое блюдо манку и рисовать в ней пальцами, пересыпать из ладони в ладонь. Это расслабляет и успокаивает.

Анна Сергиенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.