Помогите разговориться

24.11.2017

Гимнастику «для ротика» можно делать всей семьейХорошо, когда проблемы с речью обошли ребенка стороной. А если нет? «Долго молчал, а потом переслушать не могли», «все никак не заговорит» — наверняка встречали таких деток.Одна мама неговорящего ребенка спокойно ждет возраста трех-пяти-семи лет, другая боится таких записей в медкарте своего ребенка, как «алалия», «задержка речевого развития» и самостоятельно ищет методики в Интернете. Третья ведет ребенка к неврологу, психологу, логопеду, обследует, покупает препараты и выполняет все рекомендации специалистов.
Конечно, универсальных советов нет, каждый ребенок и причина задержки его речи индивидуальны. Нюансов немало – наследственность, особенности течения беременности и родов, развитие в младенческом возрасте, возраст ребенка, его активность и усидчивость, желание идти на контакт и заниматься предложенной деятельностью. Одним помогает курс лекарственных препаратов, другим — годы занятий с опытным логопедом.
Но можно попробовать с неговорящим или плохо говорящим малышом применить некоторые советы специалистов, показавшие свою эффективность.
Итак, перво-наперво свести к минимуму или вовсе ограничить общение ребенка с гаджетами – планшетом, телевизором, компьютером, мобильными телефонами, поскольку в таких занятиях ребенок в абсолютном большинстве случаев выступает пассивным зрителем, смотрящим мультики или играющим в игры в одной позе подолгу. Речевой аппарат, как правило, в таком досуге не задействован.
Следите за своей речью, ведь ребенок копирует речь окружающих его взрослых. Если вы тараторите, проглатываете окончания слов, имеете дефект речи, то вероятнее всего и малыш неверно запомнит звуки, слова и усвоит подобную манеру общения.
На бытовую технику, мебель и прочие предметы интерьера советуют наклеить кусочки бумаги с отпечатанными на принтере названиями: «телевизор», «шкаф», «цветок», «холодильник» и так далее. Чем больше – тем лучше. Вместе с ребенком читайте эти надписи, медленно и четко проговаривая буквы, при этом можно проводить пальцем по слову. Но делать это не строго, а в форме игры, например, находя каждый день новые надписи на привычной мебели.
Подобным образом можно читать вывески магазинов, заголовки в газетах и журналах. При этом рекомендуют называть звук, а не букву: «в», а не «вэ», «т», а не «тэ». В комплексе это поможет развить так называемое интуитивное чтение.
Рисовать советуют не восковыми мелками, а карандашами – их сложнее удержать в руке, ими труднее рисовать из-за иной силы нажима на грифель.
Если занимаетесь с логопедом, не будет лишним вместе с ребенком выполнять дома дополнительные занятия – раскрашивать, вырезать ножницами, наклеивать, выбирать картинки.
Если специалист рекомендовал делать ребенку дома самостоятельно логопедический массаж мышц языка, рта, всего лица, даже ушек, то можно превратить эти занятия в «минутки нежности». Устроиться на диване, уложить голову ребенка себе на колени и ласково поглаживать, массажировать, мягко надавливать на те точки и линии, которые показал специалист, при этом рассказывать сказки или интересные истории.
Если посоветовали делать дома артикуляционную гимнастику, можно всей семьей вместе с малышом «кривляться» и играть, по-разному открывая рот и вытягивая язык.
Почаще делайте массаж ладошек и пальчиков, поглаживайте их, помните выражение «наша речь на кончиках пальцев». Поищите занятия для развития мелкой моторики в книгах, посмотрите в Интернете видео-уроки по пальчиковой гимнастике для родителей и педагогов, и, так называемую, «гимнастику для мозга» — упражнения с участием деток, за которыми будет повторять движения малыш.
Еще одна из рекомендаций – научить ребенка ездить на велосипеде, а не на самокате. Важно, чтобы были равномерно и синхронно задействованы обе половины тела и оба полушария головного мозга.
Озвучивайте ребенку все свои действия, обсуждайте с ним увиденное, мир вокруг. Например, собираете его утром в детский сад или на прогулку, называйте каждый предмет одежды. «Достаем колготки и носочки, надеваем один носочек, потом второй носочек, надеваем курточку и застегиваем одну кнопку, вторую кнопку». Условно говоря, все, что окружает малыша, может быть озвучено, про все можно рассказать, подобрать слова.
Еще рекомендуют периодически «не понимать» ребенка – переспрашивать и просить повторить еще раз фразу или слово четко, внятно, даже если понимаете, какие слова говорил малыш, пусть и на своем языке.
Лепите из пластилина или возитесь с песком – обычным или кинетическим, рисуйте вместе пальчиками, собирайте мозаику, конструктор, занимайтесь с соленым или обычным тестом. Конечно, это требует сил и времени у вечно занятых родителей, но на кону развитие речи ребенка.

Анна Сергиенко

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.