Дневник с журналом на мониторе
Оценки, темы и домашние задания смотрим в Интернете
Вот и пришло время лишь вспоминать с ностальгией о всевозможных ухищрениях школяров прошлых поколений, о самых настоящих “научных” методах по выведению из школьных дневников “колов” и “неудов”.
Даже грозное родительское “Неси дневник!” уже не заставит трепетать сердце проштрафившегося школяра. Родителям, занятым работой и домашними делами, теперь не нужно посещать школу и интересоваться у классного руководителя оценками своего чада.
С 1 января этого года в полном объеме заработала программа по ведению электронных дневников и журналов. При помощи сайта родители и ученики смогут не только смотреть оценки по каждому предмету, но и узнавать домашние задания, темы уроков и даже общаться друг с другом и учителями.
Подготовка на “отлично”
Как рассказала директор Информационно-методического центра отдела образования ПГО Вера ГУЛЬЧЕНКО, работа по подготовке этой программы велась заблаговременно. Может, и не в полном объеме, но оценки в электронные дневники и журналы партизанских школьников выставлялись уже в прошлом учебном году.
— Специалистами отдела образования эта работа отслеживалась и уже сейчас среди школ города есть лидеры, — рассказывает Вера Борисовна. — С 1 января — выставление отметок, равно как и размещение домашних заданий и тем уроков — строго обязательно. В городских школах все для этого есть. За последние два года мы получили 246 ноутбуков для школ и учителей. Во всех школах есть выход в Интернет. С этой четверти данные об успеваемости в электронных источниках никоим образом не должны разниться с оценками в бумажных источниках, то есть в традиционных бумажных журналах и дневниках.
Между тем, подготовка к работе с электронными школьными документами заключалась не только в оснащении школ оргтехникой, обеспечении учителей-предметников ноутбуками и обучением педагогов, была проведена большая работа с родителями. С каждым администрации школ проводили разъяснительную работу. В основном вся информация доводилась на классных и общешкольных родительских собраниях. После информирования и необходимых разъяснений, с родителями заключались двусторонние договоры. Эти меры необходимы, так как начало работы портала и возможность доступа к нему учеников и родителей подразумевает использование персональных данных.
Как отмечают специалисты отдела образования и школьные педагоги, не все родители без сомнений подписывали документы. Были и категоричные отказы. Однако теперь, когда работа встала на гладкие рельсы, многие из тех, кто был против размещения сведений об успеваемости в глобальную сеть, сами обратились в школы и подписали-таки необходимые документы, после чего им и их школьникам были выданы логины и пароли, позволяющие беспрепятственно посещать сайт и следить за школьными успехами.
Школьники впереди родителей
Среди школ-лидеров в освоении и использовании электронных журналов и дневников школа № 6. Директор школы Елена ШТУРМИНА уверена, когда родители поймут все плюсы такой “электронной” работы, пользоваться сайтом будут более активно и эффективно.
— Хотя и сейчас мы наблюдаем, что активность как родителей, так и учеников растет, — рассказывает директор школы.
— Елена Михайловна, и кто же активней интересуется оценками?
— По нашим срезам получается, что ученики. В среднем 50% детей и 45% родителей. То же касается и времени, проводимом на сайте посетителями — учащиеся на 2-4 минуты уделяют больше внимание изучению школьных дел.
К сожалению, сайт освоили не все, даже те из родителей, у которых дома есть Интернет. Что же касается педагогов нашей школы, то работу с электронными дневниками освоили все.
В целом лично мне, как директору школы, такая вещь, как электронные дневники, нравится. Можно контролировать любого ребенка. Вот пришел ко мне в кабинет папа… Открываю дневник на компьютере и показываю всю красивую или, может быть, не очень красивую картину. Это и для родителей может стать очень удобным средством контроля за успеваемостью, поведением и посещаемостью ребенка. Учитель может написать сообщение родителям, обозначить проблемные темы в обучении… В общем конструктивно общаться на пользу ученика.
А освоить нехитрую грамоту, я думаю, в состоянии каждый родитель.
Теория и практика
Еще одна школа, где практическую работу по ведению электронных дневников не стали откладывать в долгий ящик — школа № 12. Здесь, как только были освоены азы, все включились в работу. Хотя были среди родителей и те, кто новых технологий побоялся и категорически высказался против создания единой базы успеваемости школьников. Большинство, все же, взялись за освоение портала.
— Начинания простыми не бывают, — говорит директор школы Елена МАГАРЛАМОВА. — Но практика показала, что при желании всего можно добиться и любые технологии освоить. Понятно, что у учителей теперь работы прибавилось, ведь бумажные дневники и журналы никто не отменял, но если успеваемость учеников будет улучшаться, оно того стоит. Ведь электронный дневник — это не просто фиксация оценок. На сайте учителя могут общаться с родителями, делать отметки в планах для себя, а родители контролировать не только успеваемость своих детей, но и посещаемость, а также смотреть домашние задания.
— Сайт выстроен по принципу социальной сети, — объясняет учитель информатики школы № 12 Ольга ПОКАЕВА. — Естественно, со своей спецификой, так как сайт не развлекательный все-таки. И в рамках этой сети, действительно, могут общаться родители с учителями и ученики между собой. Причем, эта переписка доступна будет только для тех, кому предназначена. Например, педагог может отметить в электронном журнале, кого спросить на следующем уроке… И учительские заметки не увидят ни родители, ни ученики.
— Ольга Николаевна, ученики не испугались такой доступности их школьных достижений?
— Ученики наши ничего не боятся, особенно, если это касается новых технологий и Интернета. Кстати, и времени на сайте, о котором мы говорим, ученики проводят больше, чем родители. Мы отслеживаем эту статистику. Наблюдать за работой сайта могут и специалисты отдела образования, и краевого департамента.
Классные руководители “за”
Самыми активными педагогами в школе № 12 в освоении школьного портала стали Екатерина Чиркова, классный руководитель 6 класса и Людмила Заседателева, классный руководитель 8 класса. И как следствие, самыми активными пользователями сайта стали и их ученики, и родители.
Как рассказывает Екатерина Валерьевна, в ее классе таких, кто бы усомнился в нужности электронных дневников, не было, и договоры подписали абсолютно все родители. Даже бабушки учеников, являющиеся опекунами двух ее учениц, у которых и компьютеров-то дома нет. Планируют для внучек и компьютеры приобрести, и Интернет подключить.
Кстати, для тех, у кого нет возможности регулярно посещать Интернет, классный руководитель может сделать распечатку из электронного журнала.
Возможности сайта на все 100% изучила Людмила Февралева. И, как следствие, интересным и полезным представился портал ученикам ее 8 класса и их родителям. Как только на собрании, после заключения договоров, Людмила Анатольевна раздала родителям “ключи”, видны были первые результаты. В тот же день странички с электронными дневниками посетили дети и родители.
— Я сама заинтересована в том, чтобы родители активно пользовались сайтом, — рассказывает Людмила Февралева. — И родители быстро уловили все плюсы нововведения. Да и потом, — это просто интересно. У нас теперь в классе борьба за рейтинг идет — есть там такая функция — ученик, родитель или учитель могут посмотреть какой рейтинг в классе или в параллели занимает тот или иной ученик. Самые сильные ученики борются за первые строки, другие стремятся подняться на ступенечку, потом еще на одну… Все только на пользу.
Татьяна ЩЕЛКУН