От собеседования до проекта

27.11.2019

Из года в год - новые условия и правилаВ выпускных классах школ экзаменационная пора практически каждый раз имеет свои особенности и отличается от прошлых лет. Есть свои новшества и на этот раз, в 2019-2020 учебном году.

О нюансах государственной итоговой аттестации учащихся девятых и одиннадцатых классов рассказала главный специалист Центра развития образования ПГО Ирина ПОРОСНЫХ:
— Порядок проведения основного государственного экзамена остается тем же, изменилось содержание, несколько усложнились подходы к допуску.
У девятиклассников тоже есть допуск к экзаменам. В первую очередь это собеседование, оно проводиться уже третий год. Новизна в том, что теперь на пунктах прохождения собеседования будут установлены камеры видеонаблюдения, средства подавления сотовой связи, использоваться переносные металлоискатели.
Как и на сочинении, здесь тоже могут присутствовать общественные наблюдатели, назначенные приказом департамента образования и науки, имеющие удостоверения.
Собеседование проводится в школах в начале февраля и оценивается «зачет» — «незачет» с возможностью дважды пересдать в случае неудачного результата. Темы не известны заранее, от ученика не требуется демонстрировать знание литературы — нужно показать свое умение функционального чтения, то есть прочесть текст, понять его и пересказать, составить связный ответ по теме. Темы содержатся в КИМах, которые выдают ученикам, на подготовку к диалогу с педагогом — 15 минут. Раньше тексты были преимущественно литературно-художественного стиля, с этого года предпочтение отдается публицистике с элементами научно-популярных статей.
С 2019-2020 учебного года к собеседованию для девятиклассников добавляется еще одно принципиально новое испытание – это защита индивидуального проекта. Считается, что за девять лет учебы ребята должны были овладеть навыками проектирования, узнать структуру проектов, правила разработки и защиты. Все это они будут должны продемонстрировать.
На сегодняшний день все выпускники девятых классов уже должны выбрать тему проекта – либо по одному из предметов, либо объединяющую области знаний сразу нескольких дисциплин, если ученик очень разносторонний. Это так называемые метапредметные темы, но оценка будет в этом случае выставлена только по одной дисциплине. Еще разрешается совмещать школьные знания с информацией по направлениям дополнительного образования, например, если учащийся посещает музыкальную или художественную школу, драматический кружок. Таким образом, проект может быть не только в форме письменной работы, эссе или реферата, стендового доклада, макета, конструкторского изделия, социального проекта, но и художественной творческой работы.
Каждый учитель-предметник предлагает учащимся набор тем на выбор и сопровождает своего подопечного в его работе до самой защиты, пишет аннотацию. Сроки проведения проектной работы и защиты каждая школа определяет самостоятельно, но ориентировочно это конец учебного года, не позднее 15 мая.
Те выпускники, кто после девятого класса планируют остаться в школе, могут продолжить в 10-11 классах работу над своим проектом, в случае его успешной защиты. Если же ученик не сможет защитить проект, пересдачи нет, у него появляется академическая задолженность, он не допускается к итоговой аттестации.
Также с нынешнего года по всем предметам изменяется содержание КИМов – контрольно-измерительных материалов, которые раздаются ребятам при проведении аттестации. Демо-версии уже выданы учащимся, почти все они уже определились с предметами по выбору. В частности, впервые на химии будет выполняться не мыслительный, а практический эксперимент. Вместо тестовой части предпочтение отдается блокам, в рамках которых ученики решают задачи и пишут развернутые ответы.
Все экзаменационные работы выпускников проверяются не на местном уровне, а региональной предметной комиссией, куда не отвозятся, а отправляются сканированными, в электронном виде.
Неизменным остается то, что выпускники с особенностями здоровья и заболевшие в течение подготовки к экзаменам будут проходить аттестацию в форме ГВЭ — государственного выпускного экзамена.
Что касается выпускников 11-х классов, для них принципиальных изменений в аттестации нет, но ее начало совсем близко. Уже 4 декабря они будут писать итоговое сочинение. Стали известны пять открытых направлений для его тем: «Война и мир» — к 150-летию великой книги», «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она».
По каждому направлению, а по ним ученики заранее готовятся вместе с учителями, в день проведения сочинения на сайте РЦОИ появятся четко сформулированные темы, которые организаторы озвучат в аудиториях ученикам и запишут на доске. Ученики вносят номер темы в свои бланки и приступают к работе, на которую отводится 235 минут – около четырех часов. Пользоваться какой-либо литературой нельзя, при себе достаточно иметь только ручку. Дело в том, что тексты произведений и их цитаты, по большому счету, не используются, достаточно определить позицию автора, высказать свое отношение к ней, подтвердить его доводами.
Проверяют сочинения члены комиссий в школах в течение пяти дней, критерии размещены в интернете в свободном доступе и заранее известны педагогам и самим ученикам.
Полученный положительный результат считается бессрочным. В случае неудовлетворительного результата школьники имеют право до конца года дважды переписать сочинение, и получат допуск к экзаменам только после того, как им будет выставлен «зачет».
Обо всем этом подробно еще будут рассказывать специалисты на общегородском родительском собрании в декабре.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.